С нового учебного года особое внимание будет уделено системе школьного воспитания, развитию личности ребенка, формированию мышления подрастающего поколения. Об этом заявил министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Михаил Сивцев во время разговора с населением республики в формате прямого эфира. Какие же приоритеты и нововведения ждут школ Якутии в ближайшем будущем? На что стоит обратить внимание при организации системы воспитательной работы и как выстроить свою региональную модель? Давайте разберём данную ситуацию и определим некоторые векторы развития в нашем материале.

Вопрос об укреплении воспитательной работы в школьном образовании требует системного подхода. Ведь процесс воспитания – это очень сложный, многоступенчатый и долгосрочный этап деятельности, направленный на формование гармоничной, развитой и зрелой личности. Соответственно, в вопросе об организации масштабной работы по обновлению содержания и подходов к воспитательной системе образовательных организаций важно рассматривать реализацию долгосрочных программ, разработку сисметообразующих моделей и создание благоприятных условий для обеспечения разнопланового досуга, поиска новых форматов взаимодействия, также мотивации самих детей на саморазвитие, осознанный выбор и увлеченность к занятиям и живой деятельности.

При анализе поступивших материалов, проектов или статей педагогов, учителей, а также руководителей образовательных организаций во многих школах республики наблюдается отсутствие системности и последовательности действий в организации воспитательной работы, что часто приводит к сбоям и упущению моментов, подлежавших к коррекции. На наш взгляд, бесконечный марафон одноразовых «проектов» и развлекательных акций, различных флеш-мобов и ограничение школ только массовыми и досуговыми мероприятиями разрушают всю систему воспитания и снижают серьезность темы. Важно понимать, что выше перечисленные действия являются лишь элементами большого дела, а не выведены как самостоятельные мероприятия.

VospitanieMolodezhi 1

Второй момент, на который стоит обратить внимание – это стимулирование усилий школ, педагогов и специалистов воспитания, создание площадок для генерации инновационных идей в сфере воспитания, социализации и развития личности ребенка, отбор и государственная поддержка педагогических проектов, научное и методическое сопровождение деятельности учреждений образования в вопросах воспитания. Как отмечают специалисты, что именно отсутствие на уровне республики методической службы системы образования привело к понижению качества дидактических материалов, разрабатываемых проектов, методики преподавания и компетентности педагогических кадров на местах.

Многие учителя и педагоги якобы владеют фундаментальными знаниями, но не могут заинтересовать детей, подать материал более доступном и интересном формате, убеждать и мотивировать ребят на новые знания. А педагоги-организаторы, библиотекари, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, классные руководители не владеют новыми формами коллективной работы, не в силах зажечь ребят на творческие дела, не имеют авторитета и веса среди современных школьников. Остается желать лучшего уровень разрабатываемых образовательных и социальных проектов школами и районами республики, технологий создания проектов, составления программ, разработки научных материалов. Методологией владеют лишь единицы…

Данные проблемы, конечно же известны всем. Более того в век новых стремлений, высокой конкуренции и технологического роста школа (школьное образование) должна стать драйвером прогресса.

«Образование – это индустрия возможностей самореализации и раскрытия личности каждого ребенка», - из майского указа Президента России Владимира Путина.

Радует, что во всех федеральных стратегических документах последних лет воспитание и развитие потенциала детей становится приоритетным направлением. Основой для принятия серьезных решений стала Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. С учетом основных положений этого документа президентом и правительством страны предлагаются новые механизмы обновления воспитательной составляющей системы образования, государственной политики в сфере детства, молодёжной политики, интересные форматы и подходы в организации патриотического и духовно-нравственного воспитания, укрепления общепринятых ценностей и семейных традиций.

VospitanieMolodezhi 2

Стоит отметить, что Институтом стратегии развития образования РАО в целях координации и повышения эффективности системы воспитательной работы в прошлом году разработаны примерная программа воспитания и рекомендации по составлению школьных программ на местах с учетом специфики региона. На данное время со стороны Министерства просвещения РФ идет второй этап апробации. Как написано в пояснительной записке, после доработки и корректировки она будет использована как основа для всех регионов страны.

Нами, рабочей группой Министерства образования и науки РС(Я), завершена содержательная работа над созданием региональной программы «Эркээйи эргиирэ: создание среды саморазвития детей и молодежи» под руководством доктора педагогических наук, профессора Ф.В. Габышевой.  Безусловно, программа базируется в основах программы «Эркээйи», разработанной в 90-е годы, и составлена с учетом российской программы воспитания и будет предложена в новом учебном году как адаптированная региональная модель. Сейчас дорабатываются методические рекомендации с учетом опыта детских садов, школ, наслегов и улусов республики, продвинувшихся в поиске новых технологий и подходов к воспитанию.

Программа направлена на обеспечение учета национальных и региональных особенностей и создание горизонтальной модели, способствующей проектированию социокультурной среды для саморазвития подрастающего поколения, путем интеграции усилий социальных институтов воспитания в единое воспитательное пространство на основе вовлечения обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и традиций коренных народов, проживающих на территории Якутии.

Ил Дархан нашей республики Айсен Николаев в феврале в одной из интервью на республиканском телевидении НВК «Саха» выразился о необходимости создания программ воспитания детей, основанных на социокультурных, духовно-нравственных ценностях, традициях и истоках своего народа. Также стало известно, что в мае этого года президент страны Владимир Путин в Госдуму внес законопроект, предполагающий внесение изменений в действующий закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Как отмечается в документе, принятие федерального закона будет способствовать духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отчества, старшему поколению и человеку труда.

VospitanieMolodezhi 3

Очень радует, что министр Михаил Сивцев, как региональный руководитель уполномоченного органа в сфере образования и воспитания, принял безотлагательное решение заняться воспитательным аспектом системы образования, то есть менять подходы в формировании региональной политики в части воспитания.  Как предложение стоит обратить внимание на то, что было бы правильно начать этот процесс с изменения отношения к муниципалитетам. Уделить более пристальное внимание к каждому улусу, образовательной организации. Разобраться, помочь, консультировать. Если надо, то подсказать, показать или обучить. Тиражировать лучшие практики, создавать здоровую конкуренцию, проводить эксперименты и исследования.

До сегодняшнего дня, к сожалению, по сложившимся канонам, начиная с министерства заканчивая всеми республиканскими учреждениями, в части организации воспитательной работы, от муниципалитетов мы в основном просим только отчеты, направляем запросы, даем задания и все это «весьма срочно». Нам кажется, что таким поведением мы только усложняем ситуацию и более того раздражаем улусных коллег. Ведь не секрет, что самая большая текучесть кадров наблюдается среди специалистов воспитания.

Частое обращение власти и общества к вопросам воспитания и образования – на первый взгляд, как бы это хорошо, но, с другой стороны, означает, что по данному направлению есть большие пробелы и серьезные проблемы. Как сказал министр, следующий учебный год станет новым этапом в развитии региональной системы образования. Очень надеемся, что до этого времени все вопросы будут внимательно изучены, также на ведомственном уровне принят план дальнейших действий по реализации нововведений на федеральной, так на республиканском уровнях.

DanilFedorov

Данил ФЕДОРОВ, заместитель начальника Управления образования Нюрбинского улуса:

- В рамках Национального проекта «Образование», принятого указом Президента России в 2018 году, особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования детей, как одного из важнейших составляющих образовательного пространства. Оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с индикаторами программы мы должны обеспечить к 2024 году детей в возрасте от 5 до 18 лет доступным дополнительным образованием до 80% от общего числа детей. Также общими усилиями ведем работу по вопросам обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. Примечательно, что большим запросом на территории нашей республики пользуются федеральные проекты, такие как «Проектория», «Билет в будущее», «Кадры будущего для регионов». Цели данных проектов – помощь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории; выявление школьников, которые на протяжении шестилетнего периода смогут найти себя в будущей профессии; формирование и развитие лидерских команд из активных, амбициозных и неравнодушных школьников, способных и готовых включиться в проектирование и реализацию важных для своего региона социально-экономических проектов.

VladimirTekeyanov

Владимир ТЕКЕЯНОВ, директор Ертской СОШ имени С.И. Тарасова Горного улуса:

- Когда мир развивается быстрыми темпами, важно не выпасть или отстать от глобального прогресса. И не заблуждаться в выборе ориентиров и в принятии верных решений.  Якутский народ испокон веков с особым вниманием относится к воспитанию молодого поколения, наполняя его культурным содержанием и передавая глубокий смысл. С развитием инфраструктурных проектов в республике народ начал тянуться от деревень к райцентрам и городам. Соответственно меняется их повседневный образ жизни, забываются истоки, традиции, культура и язык. Среда, которая во многом выступала как воспитательный сегмент для юного поколения якутян, сегодня теряет свой педагогический смысл… А система воспитательной работы школы превратилась в рамочную деятельность, формальные отношения. Наша работа строго регламентируется, существует множество требований. Например, как раньше нельзя учителям повышать свой голос, наказывать ребенка за недостойное поведение, заставить убираться в кабинетах и т.д. То есть элементарные воспитательные моменты «советской школы» сейчас не актуальны. Другой вопрос, когда от школы требуют множество документов и отчетностей. Учителям, классным руководителям и специалистам воспитательного блока элементарно не хватает времени на практическую деятельность, творческую работу и живое общение с детьми, вместо этого многие заняты заполнением отчетов, справок, рапортов... К сожалению, в последнее время профессия учителя становится не популярным среди молодежи. Хотя ежегодно выпускается немалое количество учителей, но в школы приходят лишь единицы. На мой взгляд, сегодняшняя школа держится именно благодаря учителям старой закалки.

VasiliySemenov

Василий СЕМЕНОВ, педагог-организатор, учитель и классный руководитель СОШ №7 города Якутска:

- Полностью поддерживаю нововведения и преобразования в сфере укрепления воспитательной системы образования. Со стороны государства всегда особое значение придавалось проблеме воспитания. В контексте задач государственной политики страны воспитание подрастающего поколения определено как стратегический общенациональный приоритет. Но при выстраивании работы в данном направлении, на мой взгляд, акцент должен быть сделан в теме гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. От того какие ценности будут сформированы у будущего гражданина, его духовно-нравственных ориентиров, здравого смысла, порядочности, высоких нравственных чувств, трудолюбия, бережного отношения к окружающей среде, эстетического вкуса будет зависеть успех каждого ребенка, его надежное будущее и высокая востребованность. Важно отметить, что наша школа имеет немало позитивных результатов в организации площадок для всестороннего развития личности ребенка, его социализации и интеграции с различными формами деятельности. Так, мы являемся пилотной площадкой Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» по развитию детского движения в Республике Саха (Якутия), опорной школой по внедрению проекта «Музыка для всех», инициаторами республиканского конкурса детских социальных проектов и многих других дел в области профориентационной работы, кружковой деятельности, военно-патриотического движения.

Геннадий Охлопков, директор Ресурсного центра молодежных и детских общественных объединений Республики Саха (Якутия), член Союза журналистов России

Поделиться:

Комментарии