Как известно, за пользование природными ресурсами хозяйствующие субъекты уплачивают обязательные платежи. Это требование природоохранного законодательства. За пользование какими видами ресурсов приходится платить предприятиям, и в какой бюджет уходят эти средства рассказал министр экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Сахамин Афанасьев.

- Сахамин Миланович, есть такое понятие «администрирование платежей», где природопользователи обязаны платить за пользование природными ресурсами, а администраторы целесообразно распределять поступившие средства. Расскажите об этом.

- Согласно природоохранному законодательству деятельность всех хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду. Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Полученные средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности, это плата за пользование природой; плата за негативное влияние на окружающую среду; компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.

- Какими нормативно-правовыми актами регламентируются платежи и на что они способствуют?

- Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне. Так, формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире». При этом учитывается не только пользование фауной, но также нерациональность и сверхлимитность использования.

- А как определяются размеры платежей?

- Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

- По каким видам ваше ведомство уполномочено заниматься администрированием доходов?

- Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) осуществляет администрирование за пользование водными объектами, лесным фондом, животного мира.

К примеру, за 9 месяцев 2018 года доходы за пользование лесным фондом составили всего 1 009 182,3 тыс. рублей. Из них направлено в федеральный бюджет – 988 024,8 тыс. рублей, в республиканский бюджет – 21 157,5 тыс. рублей. Денежные взыскания за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности составляет 6 489,7 тыс. рублей.

Объем поступлений платы госпошлины за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира за ноябрь 2018 года составил 30 312 882,02 руб., возвраты – 6 070,00 руб., зачеты (выясненные платежи) – 331 384,00 руб., итого – 30 638 196,02 руб.

Объем доходов от поступлений платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и расположенных на территории республики, в федеральный бюджет составляет 57 609,6 тыс. руб. Объем доходов от поступлений штрафа и пени в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) составляет 2 817,23 тыс. руб.  

Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 9 месяцев по республике составил 144 116861, 11 руб. Стоит отметить, что из этой суммы 5% уходит в федеральный бюджет, 40% - в республиканский бюджет, а 55% направляется в местный бюджет.

- Благодарим за ответы.

Источник: Пресс-служба Минприроды

Поделиться:

Комментарии