Многие известные сегодня гадания – привнесенные из славянской культуры. В якутской культуре гадания довольно жесткие и опасные, часто связаны с высоким риском. Если человек выдаст себя, то «потусторонние» составляющие гадания могли жестоко отомстить, вплоть до лишения жизни. Приведу самые основные виды гаданий. 


Шаманка. Примерно 1902 г. Материалы Северо-Тихоокеанской экспедиции. Хранится в Американском музее естественной истории.

Подслушивание разговора лошадей. Одним из гаданий, связанных высоким риском, было подслушивание лошадей. Это гадание устраивалось, когда к хозяевам приезжал гость на своей лошади. «Слушающий» должен был предварительно спрятаться или зарыться в сено недалеко от лошадей, а лошадь гостя привязывали рядом с хозяйскими. Считалось, что ночью лошади заговорят человеческим языком и будут обсуждать грядущий год. Так в одной из легенд приводится разговор лошадей, в котором они говорили о предстоящей смерти своего хозяина и оплакивали его. Самым важным было не выдать себя «слушающему». Иначе лошади могли его затоптать до смерти, или наслать проклятия.

Подслушивание у проруби. Это гадание в корнях имеет славянские традиции, переплетенные с христианскими элементами. «Шуликун» (як. сүллүкүүн) – у русских севера России название нечисти, которые выходят из воды и после крещения возвращаются обратно в прорубь. Неслучайно эти нечисти выходят из воды именно в период между Рождеством и Крещением: нечисть бежит от креста, погруженного в воду, в этот период вся вода становится освященной. Общим является и то, что сюллюкюны якобы имеют много денег монетой, и если не потратить их до Крещения (по разным данным в течении одной ночи или трех дней), то все превратится в тину. Сюллюкюн и его семья, кочуя из место в место производили много различного шума, по которому можно было предсказать свою судьбу.

Что бы провести гадание, надо было собраться небольшой группой и ночью сесть около проруби, заброшенного дома или перекрестка дорог. Количество участников обязательно должно было быть четным, так как сюллюкюн мог сосчитать гадающих и «унести с собой» лишнего. Гадающие кочергой чертили вокруг себя круг, накрывались одеялом и начинали прислушиваться к звукам вокруг. Если слышали как рядом ходит или ревет корова, то к богатству; если летает и щебечет птица, то иметь ему много детей; если лает собака – к свадьбе; если услышат стук по дереву – кто-то умрет.

Зимнее жилище якутов. 1902 г. Материалы Северо-Тихоокеанской экспедиции. Хранится в Американском музее естественной истории.

Подбрасывание ложки. Судя по фольклорным и этнографическим данным, самым распространенным гаданием было «түөрэх кэбиhии». Это гадание, судя по всему, является одним из древних и исконно якутских. По легенде, первым такое гадание провел Эллэй во время самого первого ысыаха. Этот вид гадание мог проводить шаман, используя колотушку своего бубна, или простой человек, используя ритуальную ложку «эбир хамыйах». Надо было задумать вопрос и бросить ложку назад через плечо. Считалось хорошим предзнаменованием, если ложка падала черпаком вверх. Подобным образом узнавали является ли место пригодным для постройки нового дома, причем это гадание можно было проводить в любое время года.

Колотушки шаманского бубна (былаайах). Материалы Оленекского историко-этнографического музея народов Севера. Фото автора.

Стол. Это гадание, известное по фольклорным данным, пожалуй самое рискованное. Для проведения гадания нужен был старинный якутский трехногий стол, сделанный без единого гвоздя. Гадание мог провести только человек в возрасте, имеющий достаточный авторитет и проживший полную жизнь. Поверхность стола грели при огне камелька, натирали сливочным маслом и при этом упрашивали стол предсказать судьбу собравшихся. Постепенно, если просьба была услышана, стол начинал медленно передвигаться по жилищу. Постепенно он становился все быстрее и начина настолько быстро «бегать», что его трудно было остановить. В самом конце, необходимо было ударить по его поверхности якутским ножом. Будущее трактовали по его движениям и перемещениям. К сожалению, на данный момент практически забыты трактования и весь процесс проведения этого гадания. Фольклорные данные сохранили в памяти народа то, что часто это гадание могло привести к грустному исходу. Так, если при гадании стол ломал ногу, то кто-то должен был умереть, если треснет его поверхность – большое несчастье, если загонит в угол человека, тоже к его печальной участи.

Как видно из вышеописанного, якутские гадания были довольно экстремальными. Часто встречающийся смертный исход был связан с высокой смертностью в те времена. Мотив проклятия лошадьми, пророчество худого исхода для гадающих могли быть продиктованы порицанием стремления узнать свою судьбу. Считалось, что каждому отпущен свой срок и уготована своя судьба. Но человеческая природа такова, что все равно хочется заглянуть в будущее.

Ритуальная ложка эбир хамыйах. Материалы Вилюйского краеведческого музея им. П.Х. Староватова. Фото автора.

Автор: Александра Прокопьева – этнограф, старший преподаватель СВФУ им. М.К. Аммосова @pk_kyyha

Источник: kerekuo.ru

Поделиться:

Комментарии

0 Муотаан 15.01.2019 19:18
Тут ошибка! На фото два булаайах (колотушки шаманского бубна) вовсе не из Оленёкского музея, как здесь написано!
Ответить