Авторами постановки очень умело использованы сценические приемы: музыкальное сопровождение, анимация, свет, графика, мизансцены. Под стать настроению героев осенний дождь моросит... о судьбе женщины-алкоголички, о ее бесценно прожитых годах с грустью говорит листопад под холодным дождем... Но беда каждого из нас, удары судьбы – это только наша ноша, наш крест. Чужая боль никому не нужна. Вот, сотрудники полиции лихо танцуют, им дела нет, кто-то осужден, кто-то освобожден.

Спектакль начинается с истории, когда женщина, страдающая алкоголизмом, совершила кражу крупной суммы денег у соседки. Заставшая ее дочка - Таня, всю вину взяла на себя и села в скамью подсудимых.

Женщину, которая не оправилась после развода с мужем и поддалась влечению к спиртному, сыграла Маргарита Седельникова. Очень характерная роль. Сильно сыграна.

Роль Танечки очень трогательно раскрыла Матрена Горохова. Во время ее диалога с матерью сердце сжимается, слезы нахлынули. Бедная девчушка пытается всячески прибодрить свою опустившуюся мать, для которой целью в жизни стал глоток водки. Да, я в своей практике много таких видела. Дети из асоциальных семей родителей очень любят и сами очень чутко реагируют на человеческую доброту.

Сюжет спектакля разворачивается вокруг вынесения судебного вердикта по уголовному делу. Здесь прокурор представлен отрицательным героем, негодяем, самонадеянным человеком. Адвокат (Жанна Ксенофонтова) самодостаточная женщина взялась защищать права и интересы Танечки.

Некоторые скажете, что я как действующий прокурор защищаю честь своих погонов. Но нет же. В наших рядах как и в рядах судей тоже хватает людей, страдающих снобизмом, разрешаемые дела, судьбы людей поставивших на поток. Но на практике много прокуроров, которые помогли судам установить справедливость и истину.

Жизнь так многогранна. На все житейские случаи не подобрать нормы закона. Если такое случается, любой следователь, судья, прокурор должен руководствоваться здравым смыслом, а не буквоедством.

Понятно, в любом произведении должен быть отрицательный герой – в этом случае, автор им определил прокурора. Но здесь очень поучительный момент: от сумы да тюрьмы не зарекайся. Как потом узнаем, этот прокурор, который высмеивал Танечку, ее мать-алкоголичку, сам спился.

Любовь бывает разной: и созидательной, и разрушающей. В спектакле прокурор пытается вернуть свою любовь-адвоката, при этом выбрал очень изощренный способ – взамен обещает снисхождение к ее подзащитной. Адвокат, видимо, продолжающая любить этого прагматичного прокурора, просит прокурора заявить самоотвод. Однако он остался в процессе. В ходе судебного заседания в контрасте образов прокурора и адвоката мы увидели пороки людей, борьбы зла и добра. Адвокат так и потеряла в этом городе свою Любовь в лице прокурора.

Вместе с тем трудно воспринимать добродетеля адвоката. Неужели адвокат так рьяно защищает Танечку только из-за того, что вспомнила свое детство, припомнила, что у нее тоже мать злоупотребляла алкоголем. Но благодаря приемным родителям, она выбилась в люди. Слух режет, что она очень гордо заявляет о том, что бесплатно защищает эту несчастную девчушку, которая попала в сложную перипетию жизни. Я до сих пор задаюсь вопросом: а если у вас, госпожа адвокат, не было бы в жизни схожей сложной ситуации? Если вы как ваш друг-прокурор были бы из круга той золотой молодежи, решились бы защищать эту девчушку? Или сколько запросили бы денег?

Таким образом, для меня в спектакле самой сложной для восприятия, неоднозначной оказалась роль адвоката.

В жизни мы перестали ценить людей, вникать в судьбы, перестали заглядывать в души, в корень. Все упрощаем. Я согласна, есть сферы и вопросы, когда ценится простота и доступность, но точно не в осуществлении правосудия. Здесь на чаше весов человеческие судьбы. А тут что получилось? Никто из профессиональных юристов не смог разобрать клубок и установить истину, справедливость. Все так быстро согласились с признанием неискушенной Тани и решили, что кражу совершила она. Хотя эта ситуация с кражей вроде лежит на поверхности. Любой начинающий следователь мог бы раскрыть это преступление. Мои наставники говорили: всегда подвергай сомнению то, что человек громко признается, десять раз перепроверь перед тем, как принять решение. Действительно, в жизни всякое случается, когда люди вынуждены отвечать за чужую вину или вовсе стать виноватыми без вины. Но вся правоохранительная система для того, чтобы разобраться, выяснить причины, установить истину и справедливость.

Все эти умные взрослые бросили девчонку Таню на дно жизни сами же своим равнодушием, непричастностью, потом одумались и пытаются спасти. Как раз здесь отражение нашего времени: равнодушие, лицемерие, отстраненность ответственных лиц, которые должны были бы защищать ребенка.

В спектакле в глаза бросаются юридические огрехи. Мне сложно воспринимать ложный трагизм ситуации. Никто в наше время не попадает в тюрьму за впервые совершенную кражу, тем более ребенка в колонию за это не отправляют. Для остроты в этой истории нужен был другой сюжет. Не совершение кражи, а более что-то трагичное. Да, для рецидивиста любое мелкое преступление грозит тюрьмой. Поэтому в народе ходят байки о злых, бессердечных судьях и прокурорах, отправивших в места не столь отдаленные за мешок картошки. Но закон есть закон. А в спектакле судья (Айаал Аммосов) прекратил уголовное дело. И зал разразился в овациях. Такой герой-судья!

Справедливость и доброта не тождественные понятия. Закон жесток, но он закон. Мы твердим, что в обществе низкий уровень правовой культуры. Но многие сами не уважают законы и незаконопослушны. А в спектакле показано ничем неоправданное нарушение закона и не кем-то, а судьей. При этом беда всей системы в том, что так и не добились того, чтобы мать девочки хоть чуть осознала свою вину. А безнаказанность порождает большее зло. Ведь одной из задач уголовного законодательства является воспитательная роль.

В защиту детей законодателем создано достаточно юридических механизмов. Поэтому не стоило из решения судьи делать героизм. В обществе любое преступление должно пресекаться, виновные должны понести наказание, но справедливое, при этом должна быть установлена истина.

Мне очень понравился образ судьи. Люди в погонах, мантии, должностях должны всегда помнить, как они будут жить и смотреть людям в глаза, когда уйдут с должности. Мне близко состояние смятения судьи – героя Айаала Амосова. Когда я начинала следователем, после каждого ареста или приговора, когда людям назначали сроки тюрьмы, я переживала. Иной раз это щемящей болью отражалось на сердце. Начальники ругали, советовали уходить с работы, стать адвокатом. Но со временем я поняла суть своего призвания, пытаюсь всегда принять справедливое решение, хоть она бывает тяжелой. Поэтому сомневающийся герой-судья мне очень импонирует. Ведь в любой профессии наступление равнодушия или автоматизма во всем, когда все поставлено на поток – это большой сигнал. Значит, надо уходить.

Несмотря на то, что это социальная драма, все завершилось благополучно. Таня после года мытарств в колонии вернулась в обычную жизнь, вышла замуж, родила ребенка. Вот сила воли и веры у девчонки. Многим бы ее характера. Но слишком резкие переходы в спектакле не позволили сопереживать этой девочке, прочувствовать ее трагедию.

Мир не без добрых людей. Героиня С. Борисовой, которую обокрала мать Тани, приветила девочку, стали вместе жить как одна семья. В образе этой женщины заложен собирательный образ наших якутских бабушек, мягких, добрых, малословных. Она ни разу не укоряла ни мать Тани, ни ее саму. Это понятно, никто в этой жизни не застрахован. И доброе слово ведь лечит, а иной раз слово сразит.

Игра С. Борисовой, ее мягкая энергетика очень обогатили спектакль, создавая в зале умиротворенность. Здесь присутствовали наивность и доброта, а также тонкий народный юмор.

Что мне однозначно не понравилось так это присутствие ругани, свары в монологах героев. Такая реалистичность снижает эффект от спектакля. Ведь сама затронутая тема итак создает тяжелую атмосферу, настроение. Но захватывает, чем же все завершится. Но нельзя зрителю все разжевывать, лишая собственных мыслей, раздумий.   Тут я вспомнила стихи Р. Гамзатова:

Ценить не научились мы поныне

Высоких слов и запросто порой,

Что произносят тихо на вершине

Выкрикиваем громко под горой.

В спектакле затронута глубокая проблема. Когда врач ошибается, страдает один человек. А когда ошибается юрист, страдает общество. Вот и спектакль наводит на разные мысли...если ключевые должности занимают порочные люди, какие последствия это влечет в обществе? Поэтому автор приоткрыл завесу и дал понять, в каком кризисе находится общество в целом.

А. Ускеева, июнь, 2023