25 октября 2018 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Проблема наставничества в непрерывной подготовке обучающихся к профессиональной карьере: традиции и инновации», посвященная памяти первого организатора научной профориентологии в Республике Саха (Якутия), доктора педагогических наук, профессора Анны Васильевны Мордовской.

Организатором конференции была кафедра педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, которой руководила А.В. Мордовская. На конференции участвовали учёные и специалисты-практики в области профессионального образования и профориентации, занятости и молодёжной политики, руководители, педагогические работники и студенты образовательных организаций, представители работодателей, общественных организаций и объединений. Многие из них – ученики Анны Васильевны. «Мы собрались, чтобы отдать дань уважения организатору и защитнику науки, неординарному ученому и преподавателю с разносторонними интересами, автору многочисленных научных трудов, вузовских и школьных учебников, по которым учатся студенты и школьники Республики Саха (Якутия).

PrimerSlujeniyaNauke 4

Я счастлива, что судьба свела в студенческие годы с Анной Мордовской, а годы скрепили нашу дружбу: вместе прошли аспирантские годы, затем докторантуру в г. Москве; более тридцати лет вместе проработали в руководстве педагогического института. Мы защищали докторские диссертации в совете, членами которого были известные ученые, М.Н. Берулава, Б.С. Гершунский, А. Н. Леонтьев, А.М. Новиков, В.С. Леднев, С.Н. Чистякова, Б.М. Бим-бад и др., а научными руководителями были всемирно известные П.Р. Атутов, Г.Н. Волков. Мы учились с С.С. Кравцовым, Е.П. Никифоровой, Т.Т. Саввиновым и др., с будущими учеными из всех уголков России, представителями иностранных государств.  Влияние ее великих учителей В.Ф. Афанасьева, П.Р. Атутова, С.Н. Чистяковой было огромным, безусловно, сыграло ведущую роль в ее профессиональной карьере. В течение многих лет она талантливо и мудро руководила кафедрой педагогики. Ее фундаментальные исследования и разработки внесли существенный вклад в развитие непрерывного педагогического образования.  Широкая эрудиция, необычайное трудолюбие, ответственность, научная щедрость, желание способствовать научному росту коллег позволили ей стать известным ученым, авторитетом в научно-педагогическом сообществе; показать обществу и власти возможности педагогической науки; воспитать не одно поколение кандидатов и докторов; внести вклад в развитие образования и науки, процесс процветания гражданского общества. Под ее руководством вошли в храм науки семнадцать кандидатов наук, единомышленников, сразу ставших продолжателями ее дела. А.В. Мордовская по праву считалась одним из ведущих якутских ученых, была блестящим теоретиком, примером бескорыстного служения науке. Всегда элегантная, доброжелательная, с милой улыбкой она являлась эталоном, образцом высочайшего профессионализма, тактичности, порядочности. Была личностью, которую судьба одарила всем: умом, женской красотой, талантом ученого и педагога. Успешно осуществляя научное руководство экспериментальными площадками, возглавляя Женский общественный университет, Лигу женщин-ученых Якутии, участвуя в работе диссертационного совета по педагогике, Союза женских организаций, она никогда не забывала главной цели ее жизни – подготовку высококвалифицированных кадров. Ее активная, плодотворная, научная, исследовательская, организаторская деятельность, несомненно, говорит об ее уникальности. Она являлась воплощением самых лучших черт ученого, гражданина, патриота. С ее именем связано появление новых перспективных направлений педагогики – профориентологии. В этом году мы отмечаем 100-летний юбилей комсомола, который символично совпал, с юбилеем лучшей комсомолки, активистки, организатора комсомола в университете.

PrimerSlujeniyaNauke 2

Каждая встреча с профессором Анной Васильевной Мордовской – это каскад творческих идей, инноваций, кладезь житейской мудрости. Она была всегда интересна: от выбора научных тем до выбора модных нарядов. Достоинство, интеллигентность, принципиальность - это отличительные особенности характера Анны Васильевны. Это пример сочетания деловой женщины, женщины - любящей матери, бабушки, обожаемой женщины - поможет многим поверить в свои силы и возможности. Ее выступления, интервью, участие в дискуссиях по самым острым проблемам развития образования зачастую играли решающую роль при согласовании и принятии основополагающих региональных и федеральных программ в сфере профориентации. Она находила силы, требующие невероятной концентрации физической и духовной энергии для работы в диссертационном совете по педагогическим наукам, различных экспертных советах; готовила и проводила блестящие научные конференции, семинары, совещания, консультации», - отметила в своем выступлении Антонина Григорьева.

На конференции с докладом выступили М.Д. Гермогенова, профессор-наставник СВФУ; Е.Д. Нелунова, заместитель председателя Президиума наставников СВФУ; А.Е. Андреева, председатель Союза женских организаций республики; доценты СВФУ - С.Н. Архипова, С.В. Панина Ф.Д. Товарищева; Ф.Н. Егорова, заведующая музеем педагогического института;  Г.М. Парникова, докторант Уральского педагогического университета и др. Прошло широкое обсуждение направлений и механизмов модернизации системы профессиональной ориентации как необходимого условия устойчивого социально-экономического развития региона и РФ.

PrimerSlujeniyaNauke 3

В этот день в рамках памятных мероприятий прошли возложение цветов в Аллее профессоров СВФУ им. М.К. Аммосова по улице Кулаковского, дом 42; презентация видеоочерка «Анна Васильевна: ученый, педагог, соратник»; открытие мемориальной доски в педагогическом институте СВФУ, а также городской конкурс школьников по педагогике «Выбор. ПРОФ. Якутск».

Справка:

Мордовская Анна Васильевна (25.10.1958-07.05.2012 гг.) после окончания филологического факультета Якутского государственного университета в 1981 г. была приглашена на комсомольскую работу, где она проявила свои организаторские способности, лидерские качества и в 1983 году на комсомольской конференции студентов и преподавателей ЯГУ избирается заместителем секретаря комитета комсомола. Талант Анны Васильевны всегда отличался многогранностью, она превосходно справлялась и с динамичной общественной деятельностью, и с вдумчивой исследовательской работой. Став аспиранткой НИИ трудовой подготовки и профориентации АПН СССР она досрочно защитила кандидатскую диссертацию по общей педагогике и как молодой ученый с 1990 года стала преподавать на кафедре педагогики ЯГУ.

В 1996 году как умелого организатора и профессионала, знающего особенности учебного процесса в высшей школе, А.В. Мордовскую назначают проректором по учебной работе педагогического института Якутского госуниверситета. По ее инициативе педагогический институт стал развиваться как система непрерывного педагогического образования, включающая довузовскую, вузовскую и послевузовскую подсистемы. За годы ее работы в пединституте расширился перечень специальностей и специализаций. В вузе стала осуществляться подготовка специалистов высшей квалификации по новым специальностям «Технология и предпринимательство», «Менеджмент организации» («Управление образованием»), «Психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Педагогика и психология», «Иностранный язык», специализациям «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях», «Социально-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста», «Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста», «Организация культурнодосуговой деятельности в образовательных учреждениях», «Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением», «Технический труд», «Обслуживающий труд».

Как руководитель Анна Васильевна значительное внимание уделяла созданию гибкой организационной структуры педагогического института ЯГУ, позволяющей осуществлять подготовку специалистов для системы образования республики, социально востребованных на рынке труда республики. В пединституте были созданы четыре факультета, ориентированных на специализацию по педагогическим специальностям, учитывая социальный заказ Министерства образования РС(Я). Для создания системы непрерывной подготовки педагогических кадров разработала Положения о деятельности педагогических классов и общеобразовательных учреждений, утвержденные Коллегией МО РС (Я), позволившие сформировать в республике нормативно-правовую базу для развития довузовской подготовки будущих педагогов.

В 2000 году ею в диссертационном совете при Институте общего среднего образования Российской академии образования была успешно защищена докторская диссертация «Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)». Она являлась автором 147 научных и учебно-методических публикаций. В 2003 году ей было присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики ЯГУ

Анна Васильевна вела активную общественную работу в республике как Президент Лиги «Женщины-ученые Якутии», член Президиума Союза женских организаций Республики Саха (Якутия), председатель консультативного совета женщин при мэре г. Якутска. По ее инициативе была разработана Программа поддержки научной деятельности женщин, способствующая их профессиональному росту.

Одним из важных направлений ее профессиональной деятельности являлась работа как зам. председателя научно-методической комиссии педагогического института, члена межфакультетского совета по педагогическому образованию ЯГУ, члена Ученого совета Института повышения квалификации работников образования РС(Я), члена диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, успешно вела научно-исследовательскую работу в рамках федеральной программы АВЦП, выполняла работу по реализации Программы развития СВФУ

В последние годы жизни работала заведующей кафедрой педагогики, и только благодаря её целенаправленной деятельности, остепенённость преподавательского состава достигла 100%. В 2008 г. кафедра педагогики была удостоена почетного звания «Золотая кафедра России». Под ее научным руководством были подготовлены 17 кандидатов педагогических наук.

Профессиональная деятельность А.В. Мордовской была отмечена нагрудными знаками «Учитель учителей РС(Я)», «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», почетным званием «Заслуженный работник образования РС(Я)».

Мария АНДРОСОВА

Поделиться:

Комментарии