Как стало известно сетевому издания «Якутия24» проект Ленский мост («Мостовой переход через реку Лена в районе г. Якутска») не получит денег из федерального бюджета. Не нужно гадать на кофейной гуще или раскладывать карты таро, чтобы осознать вытекающие последствия такого решения. Тем более, что это уже пятая (возможно, что их было больше) попытка «докатить камень до вершины горы». Впрочем, обо всем сначала и подробнее.

Решение о заморозке финансирования проекта принял Минтранс. Пока что ведомство отказалось финансировать строительство как минимум до 2024 года. Деньги из федерального бюджета – почти 48 млрд рублей – пойдут на другие проекты, которые уже начали строить, сообщает Forbes со ссылкой на пресс-службу Минтранса РФ. Стройку планировали начать в 2021 году, а закончить в 2025 году. В середине июля 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин после встречи с главой Якутии Айсеном Николаевым даже поручил проработать вопрос об ускорении строительства моста, чтобы сдать его на год раньше – в 2024 году. Так, в рамках работ проектирование должно было завершиться в 2021 году, следом должна была начаться стройка, чтобы к празднованию 100-летия республики было уже на что посмотреть. Но, видимо, и «первую сваю» мы увидим не скоро.

Денег нет, но вы держитесь

Падение экономики из-за пандемии вынудило Минфин при составлении бюджета сократить расходы на 2021 год. И в итоге бюджетные средства направят «в первую очередь на завершение строительства начатых объектов, а также на цели национальных проектов», сообщили в пресс-службе Минтранса. «В связи с этим федеральным финансированием строительство моста через Лену не обеспечено», - добавили там. Ранее «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что Минтранс не захотел перераспределять на мост средства из других своих проектов и готов был поддержать строительство моста только при условии дополнительного финансирования, но в деньгах отказывал Минфин.

Без прямого финансирования проект невозможно сдать в 2024 году, а начать строительство в 2021 году будет достаточно сложно. В связи с пандемией коронавируса, падением доходов главного наполнителя бюджета региона, у Якутии такой возможности уж точно не будет. Но свет в конце тоннеля все же есть.

Представитель Минтранса заявил, что в «ближайшее время» соберется межведомственная комиссия по отбору проектов дорожного строительства в регионах, где обсудят, как еще можно профинансировать этот проект. По словам источника Forbes, близкого к одному из участников проекта, «есть надежда», что мост через Лену включат в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры объемом в 3 трлн рублей. Тогда у проекта снова появится шанс получить федеральное финансирование. Но решение могут принять только в следующем году, говорит собеседник Forbes.

История развития проекта

Планировать соединение двух берегов реки Лены возле столицы Якутии начали в начале 1980-х годов, когда активно строилась Байкало-Амурская магистраль. Из трех вариантов расположения мостового перехода к 1986 году выбрали тот, по которому сооружение должны были возвести на 38 километров выше Якутска, недалеко от поселка Нижний Бестях. В дальнейшем этот вариант получил обоснование, связанное с близостью Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, которая соединяет с Нижним Бестяхом поселок Беркакит в Нерюнгринском районе республики, куда, в свою очередь, подходит Байкало-Амурская магистраль.

По проекту 2007-2008 годов, общая длина мостового перехода составляет 3180 м. Проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы 23 сентября 2008 года.

В июле 2013 года Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного моста через реку Лену в районе Якутска. Реализация проекта позволит наладить бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток. Конкурс, официально объявленный 19 июля, предполагал строительство автомобильного моста и автодорожных подходов к нему, примыкающих к трассам «Умнас» и «Лена», общей протяжённостью более 21 тысячи метров. По расчетам чиновников, цена проекта не превысила бы 40 миллиардов рублей. Эксперты объявили срок реализации проекта – 14 лет, в том числе проектирование и строительство – 6 лет, эксплуатация[прояснить] – 8 лет. Конкурсное рассмотрение завершилось в марте 2014 году.

Победителем конкурса на строительство моста через Лену в районе Якутска стал консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)» (банк ВТБ, ОАО «УСК», «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект»). Но тогда подписание концессионного соглашения с победителем конкурса не состоялось в связи с незапланированным строительством Крымского моста. Учитывая приоритетность инфраструктурных проектов, Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть возможность реализации проекта на период после 2020 года с учётом финансовых ресурсов у государства и частных инвесторов, а также важности мостового перехода для автодорожной сети и экономики региона Дальнего Востока.

Предпосылки строительства моста

Основной непреодоленной водной преградой на Востоке страны остается река Лена. Между Восточной и Западной частью Якутии стабильное сообщение отсутствует 152 дня (5 месяцев в году), что означает разрыв транспортной доступности для 62,1 % населения Республики Саха (Якутия) (600,5 тыс. человек).

Город Якутск – единственный населённый пункт Российской Федерации, входящий в список 100 крупных и крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть.

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года город Якутск определён перспективным центром экономического роста.

Правительство Республики Саха (Якутия) проводит работу по включению проекта в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Возведение моста через реку Лену обеспечит транспортно-логистическую пространственную связанность на 18 % территории Российской Федерации. В зону круглогодичного транспортного сообщения попадут 83 % жителей самого большого региона страны.

Проект мостового перехода предполагает 18,3 км дорог, из которых протяжённость самого моста составляет 3,1 км и подъездные пути – 10,9 км. Строительство объекта даст мощный толчок для развития имеющегося производства и создания новых проектов.

Мост объединит федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с федеральной автодорогой «Вилюй», что станет важной составляющей Северного широтного экономического пояса России. Мост кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. Кроме того, появится транспортный коридор от Иркутска до Магадана.

Ввод в эксплуатацию мостового перехода увеличит объёмы грузопотоков вдвое только за счет реализации крупных инвестиционных проектов и развития производств. При этом рост ВРП региона может составить 2,5-3 % в год.

С вводом Ленского моста будут вовлечены в промышленный оборот объекты по добыче полезных ископаемых примерно на 1 трлн рублей. Глава республики Айсен Николаев отметил, что реализация проекта строительства позволит сэкономить на перевозке грузов около 8 млрд руб. в год, а улучшенное транспортное сообщение позволит разрабатывать те месторождения полезных ископаемых, которые сейчас изолированы от магистралей.

Надежда умирает последней

По сути, попытки построить мост предпринимались каждым главой республики. В этом году Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2020 года №1512 назначен исполняющим обязанности первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Как было ранее сообщено, главной его задачей станет курирование вопросов организации и сопровождения работ по проектированию и строительству автомобильной дороги «Мостовой переход через р. Лену в районе г. Якутска». Что ж, посмотрим...

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться:

Комментарии