Общественник Иван Шамаев рассказал о великих шаманах прошлого: 

Родился я в то время, когда шаманы с бубнами уже ушли в прошлое. Последний шаман в традиционном якутском понимании - Киирик Верхневилюйского улуса, о котором до сих пор рассказывают легенды, он умер во время Второй мировой отечественной войны. Хочется отметить, что я успел пожить в ту эпоху, когда были живы великие шаманы Ньыыкан Ойуун (Никон) и Бадыл Ойуун. Они тоже верхневилюйцы. Слово “ойуун означает шаман. В промежутке времени (1960-75 гг.) они открыто лечили людей, но без бубнов. Их имена гремели по всей Якутии. Лечиться к ним приезжали даже из Москвы. В то же самое время в центральной Якутии были широко известны шаман Куома Чааскын (Фома Чашкин), Эдьиий Биэрэ, а на севере Якутии – Константин Чирков.

Ньыыкан Ойуун

Бадыл Ойуун

Я знаю о Ньыыкан Ойуун и Бадыл Ойуун не понаслышке, так как сам родился и вырос в селе Верхневилюйск, в центре одноименного района. В то время, да и сейчас, отношение народа к ним было уважительное. Никто не сомневался в их сверхъестественных способностях, тем более никто не смел даже пошутить по поводу этих личностей. В современном понимании эти люди, конечно же, обладали выдающимися экстрасенсорными способностями, владели даром сильного гипноза. Видимо, есть еще и какие-то другие типы способностей, которые пока еще не обозначены определенной терминологией, а мы их называем шаманским даром.

Я, будучи студентом математического факультета Новосибирского университета, задумывался посетить в Ботулу, где проживал Ньыыкан Ойуун. До этого я два с половиной года учился в ФМШ при ЯГУ, окончил физматкласс в Верхневилюйске, был любопытным, видимо, мне хотелось коснуться тайн древней магии. Но съездить в Ботулу было дороговато для студента. Вдруг неожиданно представился такой случай. Однажды я и мой друг на мотоцикле заехали в аэропорт. Самолеты не вылетали, прошли дожди, и на вокзале аэропорта скопилось много народу. Вижу, на скамейке у стены под окном сидит старик. Издалека видно, взгляд его пронизывал насквозь так, что становилось не по себе. Я тогда понял, что это и есть Ньыыкан Ойуун, но захотел удостовериться, он ли это. Рядом стояли, разговаривали три высоких парня, ботулинцы. Я поинтересовался у них – кто это сидит у окна. Три раза спросил, но парни меня как будто не слышали. В конце концов один из них рассерженно ответил: “Көрбөккүн дуо, Оҕонньор олорор дии!” (“Не видишь что ли, сам Старик сидит же”!). Хотя Ньыыкан сидел довольно далеко, они думали, что он все слышит, и наш разговор мог ему не понравиться. Получилось так: шаман, с которым я так хотел встретиться, сидел тут рядом, а я не могу к нему подойти. Стало ясно, что Ньыыкан Ойуун - это не тот человек, к которому можно подойти просто так, с праздным любопытством. Для того, чтобы подойти к нему требовались весьма веские причины, которых у меня не было.

После ухода этих двух великих шаманов из срединного мира какое-то время было затишье – о шаманах перестали говорить.

В начале 90-х годов началось движение народного целительства, одним из лидеров которого стал Владимир Кондаков. Он был первым человеком постсоветского времени, названным шаманом “Кондаков Ойуун”. Он приложил большие усилия для возрождения института шаманства. Примерно в те же годы известная целительница, алгысчыт (проводит обряд поклонения Верхним Божествам) Клавдия Максимова - Сайыына создала школу изучения основ религии саха, которая пользовалась огромным успехом. По странному стечению обстоятельств их не стало в 2009 году: Сайыыны - в мае, а Владимира Кондакова - в середине июля.

В жизни я не раз сталкивался с ситуациями, когда возникала острая необходимость обратиться к людям с необычными способностями и они действительно помогали. Их в народе называют “айылгалаах киси”. Прямой перевод звучит как “человек с природой”. На мой взгляд, более точный перевод - “человек, находящийся в гармонии с природой”. Часто люди употребляют термин “экстрасенс”. А сто лет назад их всех называли бы просто “ойуун” (шаман) или “удаган” (шаманка). Сейчас буквально единицы из них и называют шаманами. Конечно, эти люди взаимодействуют друг с другом, хотя говорить о наличии их институционального объединения пока рано.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться:

Комментарии