20 июня в Якутск прибыл граффити-художник Андрей Адно; он расписал стену кирпичного здания креативного кластера «Компас» на перекрестке улиц Лермонтова и Свердлова (бывшее здание Новоапостольской церкви).  Его работа вызвала бурную реакцию среди горожан. 

Адно пригласили в рамках международной конференции «Города и люди» и международного якутского биеннале современного искусства BY-18

y5crzwz9pmY 1

 На вопрос, что же он изобразил, художник не отвечает, ведь призма восприятия у каждого человека индивидуальна. Возможно, Адно ставил перед собой цель эпатировать публику, тем самым, вызвать общество на дискуссию.

Редакция SakhaDay обратилась к художнику за разъяснениями, однако тот решил что судить о его работе могут только люди с профильным образованием:

—  У кого вызвал споры? Для расшифровки рисунка я должен быть уверен в том, что у людей спорящих есть достаточно образования в области культуры и изобразительного искусства. В любом другом случае мои тезисы вряд ли найдут понимание у людей, кто оценивает работу с житейской точки зрения. Обсуждение — это важно. Хуже равнодушие. Основная цель — это привнести новое визуальное видение в городскую среду. Как гражданина меня не спрашивают разрешения размещения рекламы, которую я не хочу видеть. В данном же случае, подобные работы создаются художниками с хорошим вкусом и пониманием, того как работать с городским пространством. Главная задача показать, что бывает по-другому. Это посыл, который может быть личным ощущением, зачастую бессознательным, родившимся во время посещения Якутска.

Далее художник пошел в наступление:

— У меня встречный вопрос, никого из жителей не возмущает визуальный мусор, который заполонил Якутск с рекламой и вывесками магазинов?

По поводу того, что многим жителям его «бессознательное ощущение, родившееся во время посещения Якутска», напомнило презервативы, Андрей сообщил следующее:

— То, что им это напоминает, это вопрос к их развитию. На самом деле, люди консервативны по природе. Поэтому важно планомерно открывать новые горизонты познания.

На повторный вопрос, что же именно он имел в  виду, Андрей ответил:

— Не презервативы. Просто пятна в городской среде.

 Андрей Адно на свей странице вКонтакте поблагодарил администрацию города Якутска за содействие:

- Работа сделана в рамках открытия V Биеннале современного искусства в Якутске. Спасибо за приглашение и содействие Артмоссфера и администрацию города Якутска.

Управление Архитектуры и граностроительной политики республики настолько поразили своим мышлением, пониманием и стремлением к развитию, что скоро Якутск станет новым культурным центром. Причём это не пустые разговоры. К примеру, эскиз и разрешение на создание монументальной работы согласовали монее чем за час. Еще и торжественно открыли работу.

Для стравнения, в Якутске уже 7 муралов, а в Калининграде ни одного, где долгие годы я пытался объяснить насколько важно развивать город своим визуальным языком.

В итоге, сегодня администрация Якутска прогрессивнее "европейского" Калининграда в области урбанистики и необходимости наполнения города качественной визуальной культурой.

Спасибо за тёплый приём.

Между тем горожане открыто выражают свое недовольство в социальных сетях, вответ Сабина Чагина, куратор биеннале обратилась к горожанам с открытым письмом:

Нас с Юлей Василенко пригласили курировать 5-ю Якутскую биеннале современного искусства, которая в этом году выходит из музея в город и реализуется в формате паблик арт программы. Во-первых, я повторюсь, что мы этому очень рады и благодарны администрации города за доверие нашему опыту.

После создания первой работы в рамках биеннале — авторства Андрея Адно, жители города стали негативно высказываться о ней в социальных сетях и СМИ, вот несколько цитат: «что это за презервативы нарисованы?!», «это не искусство, а пидарастия», «почему работу нарисовали на бывшей церкви?», «здание напоминает рассеянную даму, которая подвела одну бровь, и вышла на люди», «местные заказчики действовали в традициях советского дизайна». У нас назрела потребность высказаться по этому поводу, ведь мы хотим сделать Якутск лучше и ярче, привнести искусство в город. Это не первый мурал, созданный под нашим кураторством в Якутске — в прошлом году в городе появились работы итальянца Агостино Якурчи и москвича Жени Желвакова, но они, в отличие от новой работы, были не абстрактными, а фигуративными, то есть, более понятными рядовому жителю, и не вызвали столь бурной реакции.

Наша работа — создавать искусство в общественном пространстве, исходя из опыта могу сказать, что подобный негатив (сложно назвать его конструктивной критикой) не сопровождает разве что «няшные», «позитивные» и совершенно оформительские, а от того бездарные по своему существу работы — нечто понятное каждому, вроде оформления веранды в детском саду, с правильной перспективой и читаемыми персонажами. Но такое «искусство» не стремиться дать человеку нечто большее и мало чем отличается от дизайна. Современное искусство работает не так, ведь его цель — вызвать у жителей живую реакцию, заинтересовать, побудить к размышлению, а порой и спровоцировать. Бурная реакция отвечает самой сути современного искусства, паблик арт программа не должна проходить для города незаметно, это своеобразная «прививка» современным искусством.

Мы также отдаем себе отчет в печальном факте, что знание большинства россиян об искусстве замерло где-то на понятных образах соцреализма, максимум — на авангарде, который по инерции считается чем-то крамольным, но это если повезет. Мы с пониманием относимся к тому, что у комментаторов, возможно, недостаточно инструментов для того, чтобы интерпретировать полуабстрактное изображение, которым, по сути, является работа Андрея Адно. Друзья, но ведь это еще один повод расширять свои представления об искусстве, а не вслед за Никитой Хрущевым называть все абстрактное и непонятное «пидарастией» как в 1962 году на выставке авангардистов, ведь со времен этого позорного прецедента минуло уже полвека!

Дорогие, якутяне! Нет там никакого презерватива! Художник изобразил лицо, которое прячется в абстракции, в своей оригинальной манере, за которую его и любят во всем мире. С «заказом местной администрации», как пишет Sakha News, это никак не связано, в творческую затею художника никто не вмешивался. Отвечая на другую претензию скажу, что ничего общего с совковым дизайном мурал не имеет, и художник, напротив, с большим вниманием поработал с контекстом, точно вписав изображение в нелинейную архитектуру фасада, обыграв его элементы, поработал с цветом. То, что вы с непривычки считаете отсутствием цельности, называется абстракцией и композиционной игрой.

Далее, хочется ответить на претензию по поводу якобы «осквернения» священного места: Новоапостольская церковь начала строиться в Якутске в 1996 году, это новострой, а не религиозный памятник или памятник архитектуры. После того, как религиозные деятели добровольно покинули свое пристанище, в здании был организован творческий кластер, для обозначения которого на карте города трудно придумать что-то более уместное, чем стрит-арт. Кстати, до этого в здании «церкви» планировалось разместить торговый центр, интересно, каково было бы мнение общественности на этот счет. Еще одна претензия заключалась в том, что на создание мурала была потрачена часть президентского гранта, который так не дает покоя некоторым критиканам: так вот, замечу, что Андрей приехал на конференцию, и совершенно бесплатно сделал эту работу для Якутска и Биеннале, поскольку он страстно увлеченный своим делом художник.

На самом деле, мое заявление это не попытка оправдать взгляд художника, так как искусство не нуждается в оправдании. Я лишь хочу донести до вас, что легко восторгаться искусством по привычке, воспринимая его только в качестве образов прекрасного, но такое искусство не позволяет совершить смысловой работы, а значит, бесполезно. Искусство далеко не равноценно «украшательству» быта, оно пробуждает воображение и сознание, меняет среду вокруг, учит смотреть на привычные вещи с разных сторон, анализировать, принимать новое и «иное», двигаться навстречу переменам.

Я призываю всех жителей и активистов города обратить негатив в конструктив, мобилизовать силы и начать принимать активное участие в работе Биеннале: вы по-прежнему можете прислать нам свои творческие проекты и сообщить о локациях, которые по вашему мнению нуждаются в творческом переосмыслении и преображении. Сделать это можно на сайте http://yakutiabiennale.org/ К сожалению, пока мы получили только 10 заявок от местного сообщества. Мы открыты! Не тратьте свои силы на яд, это не лучшее средство для самоутверждения.

Источник: Yakutia24/Якутия24

Поделиться:

Комментарии