Лента новостей

22.05.2017

AvtoDrive

koreamoda-min

980х300

Точка зрения

Директор «Сахафильма» Дмитрий Шадрин: "В Якутии кинобум только начинается!"

57ac39306c57b

ИА «Yakutia24/Якутия24». Два-три года назад о якутском кинематографе, полушутя называя его «Сахавудом», писали «Русский репортер», «Афиша» и «Эксперт». Кинокритик Антон Долин, который посетил Якутский международный кинофестиваль в 2014 году, назвал тогда местный кинематограф «новой алмазной жилой». 

 Что сейчас происходит с якутским кино и есть ли у местных киношников шансы выйти на новый уровень?

 Продюсер и актер Дмитрий Шадрин, который уже год возглавляет кинокомпанию «Сахафильм», считает, что до 2022 года якутские режиссеры снимут фильм, который будет коммерчески успешным не только в республике, но и далеко за ее пределами. 

 В интервью News.Ykt.Ru Шадрин рассказал о том, почему сейчас в Якутии невыгодно снимать фильмы, какую нишу на российском кинорынке могут занять наши режиссеры и о планах отправить местных киношников на учебу в Гонконг и Шанхай.

— Осторожнее, не упадите! — говорит Дмитрий, обходя стремянку и банки с краской. В здании «Сахафильма» вовсю идет ремонт — рабочие штукатурят стены, укладывают новую плитку. — Ремонт мы начали зимой, несколько месяцев сидели без света — он появился только сегодня.

 Кинозал сейчас тоже ремонтируют? 

 — Да, мы планируем открыть на первом этаже обновленный мультиплекс. Будем показывать здесь не только якутское кино, но и голливудские фильмы.

 Можно было бы, конечно, построить большой кинотеатр, но нужно понимать, что сейчас кризис. Нам нужен свой постоянный источник доходов — им и может стать кинотеатр. 

 Несколько лет назад все, кому не лень, брали камеры и снимали короткометражки и полнометражные фильмы. Сейчас такого ажиотажа нет. Кинобум уже прошел? 

 — Только начинается! Раньше наши режиссеры после завершения съемок старались как можно быстрее выпустить фильм в прокат.

 Сейчас же приоритет отдается не количеству, а качеству. Весной и летом мы вели съемки фильмов, которые выйдут в прокат только в следующем году. 

57ac3b57d278e

57ac3b57d278e

 Хотите сказать, это теперь неписаное правило в местной киносреде — снимать меньше, но качественно? 

 — Это требование времени. Зимой была премьера детектива «Сайсары күөлгэ», им заинтересовались несколько дистрибьюторов, в октябре фильм покажут в нескольких регионах России.

Продюсер Марианна Скрыбыкина — молодец, добилась своего, скоро начнется пиар-кампания фильма. Мы тоже налаживаем сотрудничество с компаниями из других регионов. Сейчас ведем переговоры с одной московской организацией, готовой заказать съемки. 

Москвичи хотят заказать вам съемки документального фильма?

 — Мы готовы снимать на заказ документальные и полнометражные фильмы. Дело в том, что за Уралом «Сахафильм» — единственная крупная кинокомпания с хорошей материально-технической базой. Мы и так номер один, а осенью, когда купим новое оборудование, станем еще круче.

57ac392ebe243

57ac392ebe243

Кстати, вы в прошлом году говорили, что «Сахафильм» должен стать киноцентром всего Дальнего Востока. Что с этими планами, есть ли какие-нибудь подвижки?

 — О нашей работе можно судить по фильмам, которые мы снимаем, по тому, как обновляется материально-техническая база компании. В прошлом году приезжали москвичи, говорили, что у нас недостаточно хорошее оборудование. И уже в этом году мы закупили новую технику, в том числе камеру немецкой компании Arri, которой снимали «Шерлока Холмса». 

 У местных режиссеров тоже есть отличные камеры — например, Epic. Сама «тушка» не очень дорогая, а полный комплект стоит как целое состояние. В прошлом году аренда такой камеры могла обойтись в 60 тысяч рублей за один съемочный день. Сейчас  мы снимаем крупномасштабный исторический фильм «Командор Полярной звезды» по спектаклю режиссера Андрея Борисова «Созвездие Марии». В среду, 10 августа (интервью состоялось 4 августа — прим. ред.), я улетаю в Петрозаводск, там целую зиму специально для фильма строили большой корабль — копию легендарного дубель-шлюпа «Якутск», скоро его спустят на воду.

57ac392fd60dd

57ac392fd60dd

 Съемочная группа будет из Якутии?

 — Мы работаем над этим фильмом совместно с «КАРО Продакшн», съемочная группа будет из Москвы. В ленте снимется несколько якутских актеров. Дело в том, что все наши ребята задействованы сейчас в съемках «Тыгына Дархана», на данный момент это наш основной проект. Ради него мы приостановили съемки всех других фильмов.

Вы сказали, что фильмов в Якутии все же стали снимать меньше. Чем это все-таки можно объяснить — не одним ведь желанием снимать качественное кино? Повлиял кризис, стало меньше энтузиастов, работающих только за идею?

 — Энтузиастов стало меньше, потому что гонорары растут, а аудитория в республике, к сожалению, больше не становится. Из-за этого стало просто невыгодно снимать кино. 

 Да, мы когда-то делали так — собирались все вместе у кого-нибудь, писали сценарий, потом просто брали камеру и снимали. Но это уже вчерашний день. Сейчас народ требует другого — интересного, качественно снятого местного кино. 

 Но у нас все равно всё делается на энтузиазме. Если сравнивать с тем, как обстоят дела в Москве и сколько там стоят большие кинопроекты, то у нас энтузиазм просто 300-процентный! Вот как ни крути, то, что мы делаем, все равно называется энтузиазмом. 

57ac39323cfb1

57ac39323cfb1

  «Хочу снять фильм о Павле Пинигине»

 Из вышедших в этом году фильмов запомнились только «Сайсары күөлгэ» и «Феррум» — и то его показывали только на фестивале «Движение». Будут ли еще до конца года интересные картины?

 — С прошлого года DETSAT снимает комедию об охотниках, до конца года она должна выйти в прокат. Будет еще фильм Валентина Макарова и Иннокентия Луковцева «Кэрэл». В следующем году выйдут две картины «Сахафильма»: «Сааскы кэм» по роману Николая Мординова, «Тойон кыыл» и военный фильм, который мы снимали к 70-летию Великой Победы.

Сейчас еще идут съемки фильма «Спасатель». Вот в нем мы хотели создать образ сильного, смелого человека. У нас ведь сейчас нет героев нашего времени.Вы могли бы кого-нибудь назвать героем?

57ac393135684

57ac393135684

Вот так сразу ответить сложно. Но если говорить сугубо о кино, то Марианна Скрыбыкина попыталась героизировать образ Александра Самсонова в «Айыы Уола». И у нее, судя по отзывам, это получилось. 

 — Я считаю, что мы должны создавать героев не только из тех, кого уже нет в живых, но и обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Вот, например, Пинигин. Почему бы не снять о нем фильм? — Шадрин указывает на черно-белую фотографию молодого Павла Пинигина, лежащую на полке в его кабинете. — Дети должны видеть в кино героев, которые ходят сейчас среди нас — чтобы у них был пример перед глазами. 

 Почему именно Пинигин? Как к вам пришла эта идея?

 — Он, как и Роман Дмитриев, настоящий герой, пример для детей, занимающихся спортом.

 Идея снять о нем фильм появилась у меня недавно, во время чемпионата по вольной борьбе, который проходил в Якутске. Я встретился с Пал Палычем, мы с ним поговорили и всё обсудили. 

 И какая у него была реакция?

 — Он был в шоке. Я рассказал ему об идее, объяснил, что планирую снять не документальную, а именно полнометражную художественную ленту. Он тогда сказал мне: «Если вы так серьезно настроены и действительно хотите снять этот фильм, то я не могу сказать «нет». 

 Когда ждать выхода фильма об олимпийском чемпионе?

 — На это, конечно, потребуется немало времени. Нужно будет найти актера, подходящего под его образ, научить его азам вольной борьбы, провести съемки в Берлине. Пока эта идея ждет своего времени, но надолго мы ее откладывать не собираемся.

57ac3b54e2d93

57ac3b54e2d93

 

 

«Нашим режиссерам нужно найти свой киноязык»

 Вы говорили, что «Сахафильм» будет заниматься также коммерческими проектами. Есть ли уже какие-нибудь идеи, которые могли бы с лихвой окупиться в прокате? 

 — Весной мы заключили соглашение с администрацией Оленекского улуса, будем вместе работать над фильмом «Белый ангел». Он будет основан на реальных событиях. В 1937 году в Якутию отправили из Питера по распределению девушку-фельдшера.  В то время в Оленекском улусе свирепствовала эпидемия брюшного тифа. Люди заболевали и гибли десятками. И вот эта девушка, вчерашняя студентка, смогла остановить эту эпидемию. Когда она сама заразилась тифом, у нее оставалась одна-единственная пилюля — ее она отдала больному ребенку. И эта девочка, которая поправилась, выросла и обзавелась семьей, ушла из жизни в позапрошлом году. 

Сильная история. На каком этапе сейчас работа над фильмом?

 — Сейчас мы думаем, кому из режиссеров можно доверить эту историю, ведем переговоры с администрацией Оленекского улуса. Саму историю о девушке-фельдшере прорабатывает драматург Василий Харысхал. Мы планируем воссоздать и построить деревню образца 1937 года. 

 Прямо в чистом поле? Не слишком ли сложно?

 — Нам уже выделили участок в Оленекском улусе, где можно будет построить эту деревню. Сейчас думаем, откуда можно завезти туда стройматериалы. 

 Можно ли будет со всеми этими фильмами выйти на российский кинорынок или уровень еще не тот? 

 — Я сейчас бьюсь об стену, думаю, как можно пробиться и выйти на российский и мировой кинорынки. Мы должны сейчас решить, каким путем пойдет якутское кино и как именно оно сможет громко заявить о себе. Вроде бы всё у нас есть — материально-техническая база, съемочная группа. К примеру, китайское кино известно за счет восточных единоборств, японское — благодаря самураям и ниндзя, индийские фильмы прочно ассоциируются с песнями и танцами. Нам нужно найти свой киноязык, национальную специфику, интересную массовому зрителю. Чтобы человек включил телевизор, наткнулся на наш фильм и сразу понял — вот это якутское кино. 

57ac3b559017f

57ac3b559017f

Какие-то мысли, идеи по этому поводу уже есть? 

 — Два года назад в Киргизии сняли блокбастер «Курманжан Датка». Он, конечно, без проблем смог собрать в прокате 30 миллионов сомов — в Киргизии ведь живет шесть миллионов человек. А нас всего миллион, в этом и вся разница. Поэтому, чтобы развиваться, мы должны идти дальше и расширять рынок. А для этого нам нужны такие фильмы, благодаря которым мы могли бы громко заявить: «Вот это мы!». Многие предлагают экранизировать Олонхо, но нужно понимать, что это сможет хорошо сделать только Питер Джексон. 

Сосредоточитесь на чем-то более реальном?

 — С этого года мы хотим сделать упор на развитии детского кино. Построим павильон, будем проводить кастинги по всему Дальнему Востоку и Сибири. У нас будет свой «Ералаш» — наш ответ Борису Грачевскому! Возможно, именно детское кино станет нашей нишей. Хотя с детьми работать сложнее всего. После съемок одного фильма с участием школьников мы выдохнули с облегчением: «Всё! Больше с малышами работать не будем».

 Но если ты берешься за что-то, то надо идти до конца и работать на результат. Всегда надо ставить перед собой недостижимые цели. Многие киношники жалуются, что не хватает профессиональных операторов, звукорежиссеров, ассистентов, гримеров. 

 — Мы плачем, что кадров не хватает, а в других регионах их вообще нет. У нас все-таки есть специалисты — выпускники ВГИКа и Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Другое дело, что есть проблемы с подготовкой кадров. В тот же ВГИК кого попало не берут. 

Как тогда собираетесь готовить кадры? Будете отправлять перспективных ребят на учебу в Москву и Петербург или учить их здесь всему на практике?

 — У меня совсем другие планы. Я хочу отправить группу из 20 человек на обучение в Гонконг или Шанхай. Там ведь совсем другой уровень. После учебы ребята приехали бы с совсем иным видением, новыми идеями, они научились бы работать по голливудским стандартам. Вот это было бы очень круто — просто бомба! Если мы хотим выйти на российский, мировой уровень, то нужно идти этим путем. Нет смысла отправлять на учебу за рубеж одного или двух человек. Нужно отправить целую команду — звукорежиссера, оператора, оператора-постановщика, каскадера и так далее. 

Кто будет финансировать их обучение в Гонконге, Шанхае?

 — Без поддержки правительства здесь никак не обойтись. Конечно, это будет трудно, конечно, это будет очень дорого, но это инвестиция в будущее. Так мы сможем проложить себе путь на мировой кинорынок! Дело в том, что фильмы можно условно разделить на имиджевые, фестивальные и прокатные. Режиссеры становятся известными на весь мир благодаря прокатным картинам. А «Тыгын Дархан», над которым мы сейчас работаем — имиджевый. Мы снимаем его для наших детей — чтобы они знали о своих корнях.  А вот соберет ли этот фильм кассу или нет — мы не должны думать об этом.

 Вот вы пойдете на премьеру исторического фильма о тувинском или башкирском богатыре?

 Зависит от фильма, но вряд ли. 

 — И в Центральной России зрители тоже не пошли бы. Вот если бы мы вложили в проект миллионы долларов и пригласили бы из Голливуда Джона Ву, то тогда да — всё бы вышло! 

 Другое дело, что получилась бы просто попса. Зрители повалили бы на этот фильм, но все наши национальные обряды и традиции в таком блокбастере были бы просто фоновыми декорациями. Так что коммерческие фильмы — это палка о двух концах.

57ac392d4e942

 На предстоящем кинофоруме будут составлять рейтинг субъектов по уровню развития кинематографии. На каком месте Якутия?

 — Мы на первой строчке этого рейтинга с 2010 года и по сей день — по объемам производства и проката. На втором месте — Бурятия. В последние годы кино стали снимать во многих регионах страны. Но только в нашей республике правительство поддерживает кинематограф — нигде такого нет, лишь у нас. Скоро мы создадим художественный экспертный совет, который будет решать — какие идеи достойны экранизации и финансирования. 

 Уже известно, кто войдет в этот совет?

 — В художественном совете будут общественные деятели и независимые киношники — продюсеры, режиссеры, представители кинотеатров. Они и будут решать — что мы будем снимать, а что нет. А наше дело — находить финансирование для этих проектов и продвигать якутское кино. Имена тех, кто войдет в совет, я назову в октябре. 

 «Мы должны поступить дерзко — взять камеру, набрать команду и снять фильм»

 Дмитрий, вы готовы сейчас сделать прогноз: снимут ли наши режиссеры до 2025 года фильм, который «выстрелит» на федеральном уровне? 

 — Мы это сделаем. Дайте пять лет нашим кинематографистам — мы заявим о себе на российском кинорынке. А там уже будет видно. 

 Что для этого нужно и чего пока не хватает?

 — Нужно, чтобы горели глаза. Важно еще, чтобы не подвела «чуйка» — в какую идею стоит вложиться, а в какую нет. Есть много замечательных фильмов с не очень большим бюджетом и понятным, простым сценарием — например, трагикомедия «1+1». Если мы придумаем такую идею, то всё получится. Все хотят масштабные эпические фильмы, но ведь они требуют вложения огромных средств. Можно начать проект, но не завершить его из-за финансовых трудностей.  Поэтому мы должны поступить дерзко — взять камеру, набрать команду профессионалов и снять фильм. Всё должно быть очень просто. Я уверен, что якутские киношники заявят о себе. Это будет наша общая победа, результат совместных усилий.  Если сравнивать с другими регионами, у нас дела идут не так уж и плохо. Свой международный кинофестиваль, громкие премьеры несколько раз в год, режиссеры ездят на российские фестивали.

 — Но мы ведь можем застрять в нашем нынешнем положении и не развиваться дальше. Если говорить образно, то сейчас мы на озере — вроде бы всё хорошо, мы неплохо здесь освоились. Но это не может продолжаться бесконечно — нам все равно нужно будет найти выход и выплыть на реку, а затем и в море. 

 

 

Автор: Мария Алексеева

Источник: News.Ykt.Ru

Обсуждение  

 
Александр:
24.11.2016 01:57
Здравствуйте! Напишите мне пожалуйста, у меня есть интересная новость.
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

avrora

dobrieruchki

tuuymaada

Голосование

Планируете ли Вы подать заявление на "дальневосточный гектар"?

19.7%
4.1%
60.5%
10.2%
5.4%
Загрузка