Когда все вокруг бегут обычную стометровку, печатному бизнесу приходится преодолевать то же расстояние, но с препятствием. Отрасль сейчас находится в зоне турбулентности. Это факт. Однако мнения по поводу настоящего и будущего экономики разнятся. Классическая фраза «кризис – это возможности для развития» приобретает новые смыслы. Но что делать полиграфическим предприятиям, изданиям, редакциями печатных изданий и авторам? Как продолжать жить, а не выживать?

Главный редактор «Казанских ведомостей», глава Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции Венера Якупова уверена, что для поддержки печатного бизнеса необходимо принять комплекс мер:

- Люди хотят получать информацию с бумаги. Ученые пришли к выводу, что чтение на бумаге тренирует клетки мозга и повышает интеллект. На наших глазах разрушаются каналы распространения прессы, исчезают киоски, а вслед за ними и некоторые магазины. Что нужно предпринять, чтобы улучшить распространение в этой отрасли? Для этого должны быть современные сети распространения печатной продукции. И необходимо формировать в общественной среде моду на чтение: в ряде стран, в том числе в США, Великобритании, насчитывают более 25 форм поддержки чтения.

Это наиболее актуально в свете того, что в пандемию коронавируса медиа потеряли до 100% рекламных доходов, а ряд изданий и вовсе закрылись. Эта проблема остро стоит во всех регионах страны. Достоверный источник информации, качественное чтиво в лице печатных изданий нуждается в поддержке, особенно издания на национальных языках. Вместо этого вокруг происходят изменения без качественных альтернативных вариантов развития отрасли. Например, в Якутске с реконструкцией проспекта Ленина предлагается убрать три киоска «Горпечати». Киосков, которые обеспечивают по сути дела львиную долю реализации всех периодических изданий в Якутске. А это около 20 зарегистрированных СМИ. Что ставит под угрозу разорения издателей и закрытия изданий. И это накануне 100-летия образования республики.

Как же обстоят дела у коллег?

Например, месяц назад, 15 марта республиканской газете «Казанские ведомости» исполнилось 30 лет. Первый номер «Казанских ведомостей» вышел 15 марта 1991 года. С первых дней «Казанские ведомости» стали площадкой диалога власти и населения Казани. Газета рассказывала о том, как власть решает конкретные проблемы людей, помогала разобраться в политических реформах, которые шли тогда в обществе.

На первый взгляд, не такой уж и большой срок. Но сколько событий произошло в это время в стране, республике и городе! Газета начала выходить в СССР, а вскоре этой страны не стало. Потом трудные 90-е, политические баталии, приватизация, празднование 1000-летия Казани, Универсиада, открытие метро, мировые чемпионаты... Все эти события освещались на страницах газеты, и вместе с нами наши читатели становились свидетелями новейшей истории города. Часто те читатели, кто с первого номера остаются преданными газете, рассказывают о том, что сегодня уже их дети и внуки читают «КВ».

С 2008 года учредителем редакции стало АО «Татмедиа». Развитие газеты невозможно без изменений дизайна печатной и электронной версии, новых рубрик. Все это время работает общественная приемная, куда может обратиться каждый читатель со своей проблемой. И зачастую проблемы решаются положительно.

Сегодня газета все больше внимания уделяет здоровому образу жизни, семейным отношениям, являясь площадкой для различных мнений экспертов в самых разных областях. Можно сказать, что и на сегодняшний день газета выступает советником и собеседником для своего читателя. Предоставляя читателям объективную информацию, анализ и оценку явлений и процессов, происходящих в обществе, осуществляет постоянную связь между властями Казани и горожанами. А публикации на ее страницах уже послужили материалом для издания книг: «Санта-Барбара» по-казански», «Музей детства в Казани», «Путеводитель до Берлина».

За свою 30-летнюю историю издание получило более 60 наград в конкурсах международного, всероссийского и республиканского масштаба. Сотрудники «КВ» не раз становились лауреатами и победителями журналистского конкурса «Хрустальное перо» в разных номинациях.

Все это время редакция остается верна своему девизу: «Весь мир – в одной газете! Открывайте!»

Общий тираж газеты в настоящее время составляет около 24 тысяч экземпляров. Газета выходит 4 раза в неделю и ориентирована на широкий круг читателей. Четверговый номер содержит ТВ-программу, ее формат – 24 полосы. Как показало недавно проведенное анкетирование, нашу многонациональную целевую аудиторию составляют читатели от 16 до 90 лет – служащие, учителя, врачи, домохозяйки, частные предприниматели, пенсионеры, рабочие, школьники, студенты. Среди читателей газеты – руководители и коллективы различных организаций и учреждений РТ.

Сохранение языка невозможно без развития отрасли печати

И все это благодаря поддержке чтения. И если говорить о выживании национальных языков, то ответ навязывается сам собой – необходима системная поддержка и приостановление процесса установления искусственных барьеров для дальнейшего развития. А формирование моды на чтение вернет печатные издания из зоны турбулентности к нормальному стабильному полету.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться:

Комментарии