Один из последних вызовов для киосков печати связан с волной благоустройства городских территорий и ужесточением требований местных властей к их внешнему виду, соблюдению градостроительных и прочих многочисленных норм, и правил по всей стране. Якутск не стал исключением. Если в ряде регионов страны эта ситуация находится в незавидном положении «вот-вот умрут», то в Москве за прошлый год было установлено порядка двухсот новых киосков. В нашем случае ООО «Горпечать» не остается в стороне и по мере возможностей отвечает этим требованиям. О том, как сегодня живут киоски прессы нам рассказала Саргылана Жиркова, директор сети «Горпечать».

Как отмечает руководитель предприятия, проблемы в этой сфере назрели давно, а принимаемые решения недостаточны. «Стабильная нестабильность», - так сопровождает безысходным смехом Жиркова описание сложившейся ситуации.

SJ

«Все резко обострилось с момента начала работ по реконструкции проспекта Ленина. С одной стороны, нам было необходимо убрать киоски потому что был перекопан весь проспект Ленина и доступа к ним все равно бы не было. С другой стороны, городская администрация предоставила владельцам киосков альтернативные места размещения. Конечно, не всем они подходили, но выбора у нас не было», - рассказывает Саргылана Жиркова.

Этот момент стал точкой невозврата, вернут ли киоски на прежние места, к месторасположению которых привыкла столичная аудитория еще с советских времен, на этот вопрос им никто не мог дать однозначного ответа. Отказ в этом пришел уже позже, когда работы подходили к завершению. С того времени прошло уже множество встреч и совещаний с владельцами и так небольшого количества киосков по проспекту Ленина. А воз и ныне там. Предоставленные места далеко не тождественны прежним.

GP1 2

Кому мешают газетные киоски, павильоны с цветами и будки с мороженым? Ведь киоски стоят так во всем цивилизованном мире. Но недавно принятый дизайн-код города (разработанный студией Артемия Лебедева, который пришелся по нраву далеко не всем горожанам), расставил все точки над «i», а точнее – убрал. В довесок к имеющимся требованиям появились новые правила – киоски должны соответствовать этому дизайн-коду. Разумеется, при таком раскладе киоски должны были заиграть новыми красками. Но играть тут нечему, в условиях четко прописано – темный графит. Всё. Зимой в Якутске и так не хватает ни света, ни цвета, а тут черные киоски, черные остановки, черные входные группы в магазины, черные фонарные «виселицы». «Нижний поклон» человеку с синими волосами на голове…

GP1 6

Правда не все придерживаются регламенту. У кого-то отличаются вывески: либо фигурные и цветные вместо белых, либо вообще есть вариант видео экрана. А у кого-то киоски сколочены профлистом и брусом – куда, например, лично смотрит столичный архитектор, когда под его носом появляется нестационарный торговый объект не отвечающий требованиям? Как это понимать?

GP1 7

GP1 8

«Чтобы соответствовать новым требованиям необходимо порядка 2 миллионов рублей на обновление одного киоска. Никого особо и не интересовало, что это, по сути, неподъемные суммы для нашей сферы. Но будучи законопослушными налогоплательщиками, в отличие от фруктовиков и шаурмичных, мы начали обновлять киоски. Предлагаемые материалы очень дорогие и приобрести их можно только в западной части страны. И если при обновлении входных групп были предоставлены субсидии от города, то нам, владельцам кисков, никакой поддержки оказано не было. Хайыахпытый, смирились и принялись за работу», - вспоминая и тяжело вздыхая рассказывает Жиркова.

Так, с прошлого года «Горпечать» обновила уже пять из семи имеющихся в наличии нестационарных объектов. Однако, необходимая потребность в площадях превышает разрешаемые городской администрацией. Для повышения рентабельности необходимо 20, а то и 30 кв.м. А понимая социальную ориентированность бизнеса, необходимо, чтобы киоски были размещены в удобных для населения местах, в местах с высоким трафиком, особенно по проспекту Ленина. Важность размещения в центре города определяется основной целевой аудиторией киосков прессы – жителями Якутска в возрасте 45 лет и старше. Для этой категории населения важно, чтобы киоски располагались не просто в центре, а в шаговой доступности, на первых линиях, рядом с автобусными остановками. А не в стороне, рядом с «наливайками». Единственное разрешенное место на сегодня – рядом с магазином «Илин Энэр», но этого недостаточно.

GP1 5

«Сегодня киоски прессы – это не только про газеты и журналы. Если количество наименований периодических изданий равняется 300, то общий ассортимент киосков доходит до 3000. А как все это разместить на 12 кв.м.?

Например, мы реализуем книги, преимущественно на якутском языке, сувениры местных производителей, канцелярские принадлежности и необходимую для жителей мелочь, ради которой им не обязательно ходить за километр от дома. Сувениры мы принимает от самозанятых мастеров народных художественных промыслов, а иначе с маленькими тиражами им сдавать то их некуда. Их у нас порядка 30. Посредством открытия полок с товарами местных мастеров, что повышает доступность их изделий, мы являемся полноценным субъектом развития креативных индустрий», - отмечает руководитель киосков прессы.

Поэтому «Горпечать» это не только о сохранении и развитии якутского языка, ведь как центр роста просвещения, киоски объединяют духовную и материальную культуру. Можно сказать, что сегодня киоски печати являются многофункциональными павильонами креативных индустрий Якутска.

С учетом растущих требований покупателей, «Горпечати» необходимы места для киосков в центре города с высоким трафиком, также имеется необходимость увеличения их площадей. Они должны быть комфортными для клиентов старшего поколения. Иногда старикам не хватает общения, они находят его именно там. В этом можно убедиться посетив киоски утром.

GP1 3

GP1 4

Кстати, наша республика находится на предпоследнем 84 месте рейтинга распространения печатных СМИ. Если продолжать в таком же духе и содействовать исчезновению печатной прессы, то чего удивляться засилью нескончаемого количества «желтых» телеграм-каналов? Тут бы стоило серьезно задуматься и поддержать киоски прессы, а в следствии – печатные СМИ, их зарегистрированные государством интернет издания, страницы в социальных сетях…

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24