Участники форума за два дня обсудили актуальные вопросы в области образования, науки и бизнеса, что позволит объединять усилия с целью достижения общих целей для устойчивого социально-экономического развития страны в условиях изменяющейся геополитической обстановки по всему миру.
Из Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева на форуме в секции «НАУКА И БИЗНЕС: КООПЕРАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ДОВЕРИИ» участвовал доцент кафедры «Автомобили и тракторы», кандидат технических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией Александр Блохин.
Основное научное направление Александра Николаевича – исследование эксплуатационных свойств (тягово-скоростных свойств, плавности хода, проводимости, топливной экономичности) транспортных средств при движении на слабонесущих опорных поверхностях (снег, болото, песок). Он имеет 32 патента РФ на полезную модель, 1 патент РФ на изобретение.
А.Н. Блохин является исполнительным директором ООО «Вездеходы Севера».
Вездеходы «Русак» разработаны нижегородскими учеными и инженерами в сотрудничестве с конструкторами из Татарстана в рамках федеральной целевой программы при финансовой поддержке Минобрнауки РФ.
Подобные техники, как Вездеход «Русак», серийное производство которого стартовало в 2020 году, нужны там, где нецелесообразно прокладывать дороги.
Испытания вездехода «Русак» в суровых природно-климатических условиях Арктики позволили оценить его проходимость, надёжность, плавучесть и энергоэффективность. Были проверены заложенные технические решения в узлах трансмиссии, ходовой части, рулевом и тормозном управлениях, чтобы обеспечить возможность эксплуатации круглый год, в том числе при крайне низких температурах, вплоть до минус 60 градусов.
Там, где обычный автомобиль не сможет пройти, лодка не сможет проплыть, и вертолет останется на земле, «Русак» продемонстрировал свою высокую проходимость и подвижность.
«Русак» не зависит от времени года. Эта техника способна эффективно функционировать независимо от погодных условий и изменчивого климата. Она может использоваться для поездок в любую точку мира, преодолевая любые препятствия.
«Русак» был оценен как эффективное средство, обеспечивающее безопасность и являющееся отличным средством для выполнения различных задач специальными службами:
- поиска и спасения людей на воде и суше в чрезвычайных ситуациях;
- десантирования мобильных групп на короткие и дальние расстояния в случае техногенных и климатических катастроф;
- срочной транспортировки пациентов с непроходимых участков;
- доставки специалистов и грузов в труднодоступные места;
- организации экспедиций и путешествий по экологическим маршрутам;
- обеспечения комфортного отдыха охотников и рыболовов при любой погоде;
- патрулирования территории, контроля и обследования местности, мониторинга закрепленных участков;
- сейсморазведки с использованием специальных геофизических установок и многих других целей.
За свой труд в 2023 г. главный конструктор и идеолог вездехода «Русак» Александр Николаевич Блохин был награжден медалью МЧС «За сотрудничество во имя спасения».
«Русак К-8» – это не просто болотоход, он также может быть оснащен краном-манипулятором, размещенным в кузове по настоянию нефтяников, что позволит использовать его для ремонта и выполнения различных работ.
В кузове также могут перевозиться необходимые инструменты, бензогенератор, сварочный аппарат и другое оборудование, что значительно расширяет функциональность машины и облегчает труд оператора.
«Русак К-8» является одним из самых выдающихся колесных снегоболотоходов.
Конструкция вездеходов «Русак» постоянно совершенствуется.
С 2023 г. в конструкции появились разработки научно-исследовательской лаборатории полимерных нанокомпозитов СВФУ имени М.К. Аммосова, занимающихся изучением поведения резинотехнических смесей и изделий из них, способных работать при крайне низких температурах, вплоть до минус 80 градусов с сохранением своих упругих характеристик.
В частности, в лаборатории СФВУ разработаны пыльники шарниров равных угловых скоростей и тяг рулевого управления.
На одну машину Русак используется до двадцати пыльников.
Разработанные для вездеходов «Русак» пыльники протестированы в реальных условиях эксплуатации в районах Таймыра (Диксон) и на Чукотке (Билибино, Певек).
Результаты испытаний в трех сезонах – осеннем, зимнем (наиболее суровом) и весеннем показали, что предложенные СФВУ пыльники по износостойкости и ресурсу превосходят аналогов в 2-3 раза.
В связи с этим между ООО «Вездеходы для Севера» и СФВУ заключен долгосрочный лицензионный договор – на 5 лет на использования этих разработок.
В настоящее время в городе Богородск Нижегородской области производится около 15 машин в год под заказ, но компания ООО «Вездеходы Севера» имеет потенциал изготовить до 50 машин, обладая всеми необходимыми ресурсами.
Если вы хотите узнать об отличиях, предназначении, новых возможностях и конструкторских решениях снегоболотохода «Русак», вы можете посетить официальный сайт компании ttps://www.atvrusak.ru/.
М.С. Платонова-Хомпорууна, член Союза журналистов России
08.04.2024 г.