В рамках съезда 14 октября Якутским филиалом ФГБУ «ФИРЯ» организована переговорная площадка по следующим тематическим блокам:

- особенности организации образовательной деятельности кочевой школы и кочевой дошкольной группы;

- условия обеспечения образовательного процесса кочевой школы;

- проблемы и перспективы кочевого образования (родители, учителя, общественность, государство).

Модератором выступила Ситникова Н.В., врио директора Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ». В качестве экспертов были приглашены Габышева Ф.В., руководитель центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), доктор педагогических наук, профессор; Неустроев С.А., первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Республики Саха (Якутия).

Были показаны видеоролики победителей и призеров организованного Якутским филиалом ФГБУ «ФИРЯ» всероссийского конкурса «Расскажи о своей кочевой школе (кочевой дошкольной группе)», которые вызвали большой интерес  участников площадки.

Выступающие из кочевых школ, детских садов Момского, Кобяйского, Эвено-Бытантайского, Томпонского, Нижнеколымского районов республики поделились опытом работы, имеющимися проблемами в организации образовательной деятельности кочевой школы и кочевой дошкольной группы. В заключение переговорной площадки выступили эксперты, все предложения, высказанные участниками, были представлены модератором Ситниковой Н.В. на итоговом заседании съезда.

Делегаты съезда выразили свою удовлетворенность тем, что в к концу 2023 года во всех кочевых школах Арктик Телекомом будет обеспечен доступ к сети Интернет, утвержден перечень оборудования, необходимого как обязательное условие функционирования кочевых школ и дошкольных групп, чумработницы имеют возможность получить специальность воспитателя кочевых дошкольных групп в заочной форме в Якутском педагогическом колледже имени С.Ф. Гоголева.

Принятые в 2023 году изменения в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 13 июня № 219-ФЗ), а также нормативные акты Министерства просвещения России значительно расширили возможности для развития кочевого образования. Эти возможности должны найти свое подкрепление в виде нормативных актов регионального и муниципального уровней и в дорожной карте действий по выполнению рекомендаций съезда.

Дмитрий Осипов