Народный поэт Якутии Наталья Харлампьева не раз принимала участие в мероприятиях, посвященных данной проблематике, высказывалась на этот счет. Поэтому фильм не оставил ее равнодушной, и она поделилась своим мнением по поводу поставленных в нем вопросов.
В фильме действительно ставятся те проблемы, от которых зависит наше будущее. Когда мы говорим о проблематике взаимоотношений регионов и недропользователей в таком глобальном масштабе, я все время чувствую себя абсолютно бесправной аборигенкой. Вячеслав Анатольевич совершенно прав в том, что этот вопрос нужно решать на законодательном уровне.
Я как раз была на том выездном заседании Госсовета, который прошел в 2004 году в городе Салехарде. Слушала доклад Штырова, все разговоры и прения по этому вопросу, видела реакцию федеральных министров. Особенно – реакцию тогдашнего министра здравоохранения и социального развития России Михаила Зурабова, который ратовал за вахтовое освоение всего Севера. Когда речь шла о социальной инфраструктуре всего северного края, о котором говорил Вячеслав Анатольевич, он даже нервничал, это было видно.
Сейчас уже пазлы сложились. Ясно, какие крупные компании вошли в нашу республику и как они работают. Меня же больше всего удручает следующее. Ну, вот построили какой-то спортивный центр, стадион, вложились в Ысыах Олонхо и мы никогда не узнаем те суммы, которые жертвуют крупные корпорации республики. Наверняка руководство Якутии старается заключать договоры, чтобы не остаться в накладе, как говорится. Но тем не менее широкой гласности у нас в этом вопросе нет.
Приведу также такой факт. Когда началась пандемия и в Ленском районе заболел весь вахтовый поселок, все в социальных сетях набросились на главу республики, почему он не занимается этими людьми. А честно говоря, мы даже не знаем, кто к нам заезжает – откуда, с каких краев, в каком количестве. И по сути дела аэропорт «Талакан» -- это какой-то корпоративный аэропорт и мало кто знает, в какой точке он существует.
Я к тому, что действительно государственные корпорации, природопользователи, которые работают на территории республики, должны помогать на законодательной основе. Государство должно все это предусмотреть, отрегулировать.
В начале 1990-х годов я была на Аляске и жила у профессора Фэрбенкского университета Пегги Шумахер и попросила меня свозить в поселок местных аборигенов. И я была поражена тем, как они живут. Это настоящее выхолащивание народа, подталкивание его к настоящему вымиранию.
И тогда, и сегодня американское законодательство считает, что облагодетельствовало их. Также как и иной раз наши руководители крупных госкомпаний тоже выступают с этой точки зрения, что они облагодетельствовали республику. Этого не должно быть.
Руководство республики совместно с народными депутатами должны подготовить хотя бы основу такого документа для того, чтобы жить и процветать в будущем. Иначе, как говорится, крохи с барского стола будущие поколения наверняка вряд ли будут устраивать. А запасы всех природных богатств истощаются и поэтому говорить о том, что это будет продолжаться вечно, невозможно.
И второе направление, о котором говорит Вячеслав Анатольевич – это приобщение местного населения к промышленности. В этом направлении работа шла еще в советский период, но это не очень здорово получалось. При первом президенте республики Михаиле Николаеве была создана система обучения в вузах центра и Сибири, но выпускникам трудно было закрепиться.
Началось какое-то движение в 2000-х годах, когда Вячеслав Анатольевич начал громко во всеуслышание говорить об этой проблеме и делал, двигал дело. Сегодня только самые смелые и подготовленные идут работать в эту отрасль на добычу полезных ископаемых. Но я считаю, что этим должно озаботиться само местное население, поскольку те же аляскинские аборигены, северные индейцы, как их называют, получали как бы ежемесячную стипендию от государства, который не хватало ни на образование, ни на достойную жизнь. Но чтобы только, как говорится, не умереть. Дома им были построены, электричество, газ проведены и оплачивались государством. Но ведь это по сути совершенный мизер по сравнению с тем, что добывается из недр некогда им принадлежавшей земли.
И еще самое важное, о чем я всегда говорю. Когда человек видит равнодушное отношение к своей земле ухудшается экология, разрушаются водоемы, леса, тайга и прочее, то и внутри человека, который родился в этом крае, любит его, тоже происходят разрушения. Происходит какая-то переоценка духовных ценностей. Он становится жестче, равнодушнее. Он становится человеком, которого ветер может качнуть и в ту, и в другую сторону. Трудно при этом говорить о патриотизме и любви к родине.
Духовная сторона вопроса, отношение природопользователей к нашим недрам и к народу, который проживает в республике, это тоже очень важно.
Я полагаю, Вячеслав Анатольевич поднимает очень важную и актуальную проблему, от которой зависит наше будущее.
Режиссер фильма – известный журналист Владимир Ермаков.
Наталья Харлампьева