В Национальном драматическом (Александринском) театре перед показом спектакля Саха академического театра имени П.А. Ойунского «Король Лир» Андрей Борисов дал мастер-класс участникам фестиваля, студентам и преподавателям театрального дела. Мастер-класс вела Оксана Токранова, руководитель пиар отдела Новой сцены Александринского театра г. Санкт-Петербург. На афишах мастер-класса не было названия, но я бы назвала его как «Рождение спектакля».

Андрей Борисов на встречу пришел с народным артистом Якутии, заслуженным артистом России, лауреатом Государственной премии СССР Ефимом Степановым и молодыми актрисами Леной Марковой, Ньургуйааной Шадриной. В начале Андрей Саввич и Ефим Николаевич рассказали об истории созданиязнаменитого спектакля «Король Лир», удостоившегося Государственной премии РФ. ыДалее спикер остановился на деталях постановки своих легендарных спектаклей «Желанный голубой берег мой», «Добрый человек из Сычуана», «Свободы жаркий день» и др.

Отвечая на вопросы, затрагивающие о мастерстве актеров, Андрей Саввич, как педагог, объяснил про семь главных движений актера евразийского театра. Студенты активно включились на показы режиссером движений и отвечали на заданные вопросы. У участников круг интересов был широкий: о современной якутской драматургии, сочетании традиционной культуры с методами русской театральной школы в постановках режиссера, профессиональных качествах актера,предпочитаемых режиссером, феномене якутского кино и о многом другом.

Из них большой интерес у слушателей вызвал вопрос об актерах Театра Олонхо. Например, на чем основывается игра актера? Актриса двух театров Лена Маркова демонстрировала тойук. И на этом примере Андрей Саввич объяснил, что такое кылысах – горловое пение, и как в этих вибрациях видимое становится слышимым, а слышимое видимым.Рассказал о том, как пришла идея создания ТеатраОлонхокак классического театранарода саха. Ведь он со студенческих лет мечтал создать такой театр…

Borisov AS MK 0110 2

Borisov AS MK 0110 3

Borisov AS MK 0110 5

Borisov AS MK 0110 6

Borisov AS MK 0110 7

В процессе всего выступления и воспоминаний Андрей Борисов много рассказал о художнике и питерце Геннадии Сотникове, чье творчество заложило эстетику театрального искусства Якутиив 90-е годы. Рассказал, как он впервые узнал имя художника, а это стоило ему всего 3 копейки, с которым был проложен судьбой успешный и плодотворный тандем. В этот день участники мастер-класса воочию смотрели и познакомились с интеллектуальной сценографией спектакля «Король Лир»Геннадия Сотникова.

Под конецмероприятия слушатель из Владивостока рассказал, что он помнит потрясающие гастрольные спектакли «Желанный голубой берег мой» и «Добрый человек из Сычуана» в начале 90-х годов, представленныево Владивостоке. Тогда он увиделАндрея Борисова с Питером Брукоми спросил: «Удалось ли ему поговорить с ним?». Тут Андрей Саввич честно признался, что не ожидал сегодня встретить человека, который видел его вместе с величайшим режиссером. Оказалось, что Андрею Саввичу удалось поговорить с Питером Бруком, более того он увидел видеоверсию самобытного спектакля Андрея Борисова «Кудангса великий» П.Ойунского. Этот неожиданный вопрос очень обрадовалрежиссера.

Первый мастер-класс Андрея Борисова в Александринском театре в рамках фестиваля прошел в теплой, искренней атмосфере и показал заинтересованность слушателей узнать больше о творчестве режиссера, чья деятельность выдвигаетСаха театр и созданный им Театр Олонхов передовые позиции в контексте развития национальных театров России.В завершении Андрей Саввич поблагодарил участников встречи и отметил, что чуткие петербургские зрители ему очень понравились.

Надежда Осипова,

Саха академический театр имени П.А. Ойунского