Этнобалет «Сияющий камень» стал настоящим культурным событием, объединяющим традиции и современность. Вдохновленный якутским фольклором и уникальной природой региона, этот спектакль рассказывает о красоте и силе алмаза, который стал символом Якутии. Проект воплотился в жизнь благодаря финансовой поддержке АЛРОСА, что позволило реализовать амбициозные идеи и создать эффектное театральное представление, которое получило уже много прекрасных отзывов у театральных критиков и зрителей, причем не только в республике.
Автором либретто выступил директор Театра опера и балета, отличник культуры Якутии Владислав Левочкин. Он рассказал о том, как создавался уникальный этнобалет, который в этом году прошел предварительный отбор на конкурс Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска».
Идея и вдохновение
- Как возникла идея создания этнобалета «Сияющий камень», и что вдохновило вас на этот проект?
- Изначально мы хотели создать одноактный этнобалет, который мог бы представлять наш национальный колорит за пределами республики. И первым родился танец трех удаганок в исполнении прима-балерин нашего театра Ксении Лукиной, Венеры Федотовой и Динары Гасанбалаевой в музыкальном сопровождении артистов Театра Олонхо. Мы обсудили этот эскиз с главным балетмейстером театра и хореографом-постановщиком спектакля Екатериной Тайшиной, и я начал искать литературную основу.
Первый вариант либретто рассказывал о реально существовавших сестрах-удаганках. Но эта история показалась нам сложной для восприятия тем, кто не знаком с якутским фольклором. Поэтому мы решили создать совершенно новую легенду, которую можно было бы отнести к разряду современного мифотворчества.
Дело в том, что алмазы, которые впервые были найдены в Якутии в середине прошлого века, не упоминаются в традиционном якутском фольклоре. И мы решили пофантазировать, в каком образе они могли бы быть представлены.
Так у нас появилась красавица Сияющий камень Кытыаста Таас Куо, прекрасно воплощенная Марией Кузьминой. А удаганки стали покровительницами трех миров – Верхнего, Среднего и Нижнего, символизирующими золото, серебро и железо. Из их слез и молитв родилась девушка неземной красоты, которой было суждено превратиться в алмаз. Ведь алмаз дороже золота, чище серебра и тверже железа.
Мы очень благодарны руководству АЛРОСА и лично генеральному директору компании Павлу Алексеевичу Маринычеву за поддержку этого проекта. Благодаря такой помощи, наш спектакль наполнился эффектными и в то же время стильными и лаконичными, как того требует балет, решениями в соответствии с задумками приглашенных художников-постановщиков. Свое видение этой истории представили Михаил Егоров – в сценографии, Сардана Федотова – в костюмах и Николай Ефремов – в видеоконтенте.
Алмаз как символ жизни и культуры
- Какие ключевые моменты вы хотели отразить в сюжете?
- Сюжет придуманной мною легенды проистекает из того, что собой, собственно, представляет алмаз. В его основе – углерод, который, между прочим, определяет форму жизни на Земле. На нашей планете именно углеродная форма жизни. Это ключевой элемент органических соединений.
И вот, каким-то образом, углерод оказывается на огромной глубине в недрах земли и на протяжении миллионов, если не миллиардов лет, подвергается невероятному давлению. Именно это напряжение, которое испытывает наша героиня, очень выразительно изобразила языком хореографии Екатерина Тайшина, и история получилась живой и эмоциональной.
Далее углерод структурируется в решетку, которая делает его невероятно прочным. А находят алмаз благодаря сателлитам – полудрагоценным камням-спутникам, которые иногда выносит на поверхность подземными водами.
Обо всем этом мы рассказали в спектакле. Я – посредством образов, Кирилл Герасимов, композитор специально написанной для этой постановки музыки, - посредством нее, Екатерина Тайшина – через хореографическую лексику. Получилась замечательная работа, в которую каждый вложил кусочек своей души, и мы искренне рады, что зритель и эксперты приняли спектакль благосклонно.
При этом мы хотели отобразить алмаз – современный символ Якутии, которым она славится на весь мир, через традиционное якутское мировоззрение. Красота нашей культуры, ее уникальность позволили нам представить национальную самобытность ярко и актуально. Вопрос сохранения зыбкого равновесия в разнополярном мире был и будет всегда. Противоборство сил света и темных начал мастерски представили в спектакле Сарыал Афанасьев и Валерий Аргунов.
Музыка и танец, передающие образы
- Как формировалась команда для работы над спектаклем, и что для вас было решающим при выборе хореографа и композитора?
- Тандем Екатерины Тайшиной и Кирилла Афанасьевича Герасимова сложился достаточно давно. Это уже четвертая их совместная работа. Так что это не я выбирал хореографа и композитора, а они выбрали меня. И я очень рад, что мои литературные способности здесь в очередной раз пригодились.
В целом, я бы хотел отметить, что музыка спектакля получилась очень мелодичной и максимально красочно и объемно передающей образы и события в сюжете. В любом балете музыкальная составляющая является главной. И именно то, как композитор отработал с хореографом по каждому жесту и танцевальному движению, вызывает восхищение и восторг. Это филигранная работа профессионала!
В качестве дирижера-постановщика спектакль готовил Павел Васьковский и как художественный руководитель театра он приложил все усилия, чтобы премьера прошла на самом высоком уровне. Это было очень важно, тем более что первые показы у нас состоялись на гастролях в Астане, Бишкеке и в Якутске, на закрытии XI Всероссийского фестиваля классического балета «Стерх».
Екатерина Тайшина тоже не нуждается в представлении – в качестве хореографа она поставила много балетов. Как и в других работах, здесь она сочетает классику и современный танец, находя на этой грани новые приемы и пластические решения. Сама хореография получилась, с одной стороны, невероятно сложной технически для исполнения, с другой – очень захватывающей для зрительского восприятия. Думаю, не каждая балетная труппа смогла бы справиться с такой задачей. Это очень тяжелый и кропотливый труд артистов, постановщиков и репетиторов-педагогов.
Синтез классики и этники
- Как вы оцениваете взаимодействие между классической и этномузыкой в спектакле? Какие цели вы ставили перед собой при создании этого синтеза?
- Этот прием использовал Андрей Саввич Борисов в постановке оперы-олонхо «Ньургун Боотур», и он нам очень понравился. Поэтому мы решили повторить его в балетном спектакле и сделать более продолжительным, чтобы зритель смог насладиться этим моментом сполна. Сочетание классического танца на пуантах и чарующих звуков хомуса и кырыымпы артистов Театра Олонхо создает эффект космического безвременья, ведь все, что мы описываем, происходило в мифологические времена.
Живое исполнение на народных инструментах плавно перетекает в классическую музыку, написанную Кириллом Герасимовым, и обратно. Иногда даже сложно отличить, где заканчивается одно и начинается другое. Кроме того, Екатерина Тайшина предложила включить в балет оперный фрагмент, и его блестяще исполнила Екатерина Корякина в образе матери-прародительницы.
Высокая оценка
- Как вы считаете, какое значение имеет «Сияющий камень» для культурной жизни Якутии и России в целом?
- Вы знаете, у нас даже на генеральном прогоне перед выездом на гастроли было заполнено почти ползала, чего в принципе никогда не бывало. Это означает, что у всех были большие ожидания от этого проекта. И, конечно, мы благодарим всех, кто помог его осуществить.
Многое из того, что сделано в этом балете, происходит впервые, и именно такую высокую оценку мы получили от искусствоведов и коллег-хореографов, которые увидели «Сияющий камень».
Мы очень рады, что спектакль прошел предварительный отбор на конкурс Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», и как раз на ближайшем показе его увидит эксперт, который специально для этого прилетает в Якутск. Это большое достижение для всей нашей творческой команды!
После показала спектакля в Астане
Зарубежные гастроли
- Какую реакцию вы ожидали от зрителей, и каковы были их отзывы после премьеры? Где вы показывали эту постановку?
- Спектакль приняли просто восторженно. Я сам, когда впервые увидел его на генпрогоне, был восхищен. Ведь многое из того, что сделали другие создатели спектакля, мне было неизвестно до того, как я увидел конечный вариант.
На гала-концерте фестиваля «Стерх» публика реагировала на каждое движение, каждый сюжетный ход. Казалось даже, что зал дышал синхронно с артистами. Это всегда приятно, когда театру удается соответствовать высоким ожиданиям зрителя.
Но особенно меня поразило то, как встретили спектакль в Астане. На поклонах весь зал встал, а некоторые зрители даже плакали, видимо, из сочувствия к главной героине. Каким-то образом мы затронули их эмоционально.
Мы очень рады, что смогли удивить публику Казахстана и Кыргызстана, и именно через наш спектакль зритель смог узнать, насколько богатая у нас культура и насколько высоко развито в Якутии классическое искусство.
- Что вы можете сказать о будущем спектакля? Планируются ли гастроли или новые постановки?
- Конечно, мы хотели бы его показать за пределами республики и в других городах Якутии, где есть сцены с подъемным механизмом, поскольку это обязательное условие. Кроме того, по предложению АЛРОСА мы передали все материалы балета «Сияющий камень»: либретто, партитуру, эскизы костюмов и сценографии, фото- и видеоматериалы детскому театру танца «Алмазы Якутии» при Дворце культуры «Алмаз» в Мирном. Есть интересная задумка сделать облегченную, «детскую» версию спектакля, и мы окажем в этом коллективу всю необходимую поддержку.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24