К нам в редакцию от анонимного источника поступила информация о катастрофической ситуации, связанная с обеспечением безопасности авиаперелетов. С одной стороны, текст написан с весьма резкими выпадами, с другой, если оно так, с этим связана безопасность многих якутян. И пока готовилась публикация, информация публично разошлась. Далее приводим подробности, описывающие вышеуказанные обстоятельства.

Известен случай, когда после замера коэффициента сцепления на аэродроме, экипажу самолета была передана не соответствующая действительности информация о величине коэффициента сцепления, что едва не привело к тяжелейшей авиационной катастрофе лайнера и только чудом экипаж и пассажиры отделались легким испугом, хотя в результате удара о стык действующей и реконструируемой части полосы на большой скорости в процессе скольжения, были сломаны основные стойки шасси, которые пробили топливные баки самолета и топливо ручьем полилось на покрытие полосы и чудом является то, что самолет вместе с экипажем и пассажирами не сгорел при большом искрении от трения нижней хвостовой части фюзеляжа о бетонное покрытие.

В результате данного происшествия был нанесен огромный репутационный и материальный ущерб, как авиакомпании, так и аэропорту. Примечательно, что не было принято превентивных мер в связи с тем, что незадолго до этого другой такой же лайнер в процессе интенсивного торможения при посадке «разулся», то есть «сжег» резину на стойках шасси, едва смог остановиться у того самого стыка (бруствера) и не смог далее самостоятельно срулить с ВПП и был отбуксирован на стоянку.

Также о гололеде при посадке перед этим сообщал экипаж самолета, выполнявшего санздание. Об аварии на взлетной полосе аэродрома с самолетом писали многие республиканские и профильные СМИ. В конце 2023 года иск страховой компании к аэропорту о взыскании более 1,1 млрд руб. убытков был удовлетворен Арбитражным судом. Впоследствии был иск о пересмотре дела, но кассация отказала в пересмотре взыскания. И буквально недавно прошла информация, что материальный ущерб в размере более одного миллиарда рублей, который предъявила страховая компания, был возмещен из республиканского бюджета. Правдива ли эта информация?

Как отмечает автор публикации, должного внимания работникам аэропорта не уделяется. За довольно длительное время трудовые коллективы многочисленные службы аэропорта никто не посещает, по личным вопросам никто из работников принят не был. Редкие совещания проходят на повышенных тонах, зачастую затрагиваются честь и достоинство членов коллектива. Большинство профессионалов-авиаторов со специальным авиационным образованием и многолетним стажем работы были вынуждены уволиться с многолетней работы только по причине конфликтных отношений.

Так, на сегодняшний день в аэродромной службе, обеспечивающей безопасность полетов, не осталось ни одного инженера с высшим образованием. Все, включая начальника службы, попросту были уволены или уволились под давлением руководства аэропорта сами. Вообще с кадрами в аэропорту складываются обстоятельства, которые с трудом поддаются пониманию. На руководящих должностях бывший учитель математики, человек со средним специальным образованием. Сложная ситуация с кадровой, финансовыми и экономическими службами.

В публикации распространяется информация, что морально-психологический климат в коллективе сейчас крайне низок, люди на работу приходят, как на каторгу. Долгое время не повышалась заработная плата, которая ниже, чем в других отраслях. По данной причине водителей спецтранспорта, грузчиков службы перевозок, сотрудников службы авиационной безопасности и др. – хронический некомплект. В САБе, например, на пунктах досмотра пассажиров и персонала вместо требуемых 12 человек, выходят в смену 4-5 человек. Автор задается вопросом, о каком качестве досмотра и безопасности может идти речь? В итоге в аэропорту трудятся только те, кому до пенсии остался год-два или те, кого никуда больше не берут.

Стыдно говорить, но в день прибытия в Якутск Главы Российского государства летом прошлого года его самолет и самолеты сопровождения вместо грузчиков отдела перевозок самолеты обслуживали (разгружали и загружали не имея на то соответствующих допусков) первый заместитель генерального директора, начальник производственно-диспетчерской службы, начальник юридического отдела аэропорта. Причиной этому автор указывает тот факт, что штатные грузчики тогда объявили «итальянскую» забастовку, дружно уйдя на больничный из-за невыполнения просьб и требований по повышению предельно низкой зарплаты. И такие позорные случаи повторялись неоднократно. Понимая уровень визита невольно задаешься вопросом, а правда ли это?

airplane

И всё бы ничего. В публикации указывается, что печальны возможные перспективы в предложениях по улучшению финансового положения аэропорта. Не так давно были направлены предложения в адрес Минтранса и Правительства Республики, и которые ими рассматриваются. И снова невольно задаешься вопросом «реально?» Главным является предложение по пересмотру в сторону уменьшения регламента работы аэропорта с круглосуточного до 12-часового! Что называется, приехали!!! Предлагается установить часы функционирования аэропорта федерального значения с 4 утра да 16 часов дня, что, якобы, позволит аэропорту выйти на безубыточный уровень. К чему это может реально привести? А к тому, что в наших экстремальных условиях авиакомпании будут вынуждены пересмотреть все свои производственные программы полетов.

Стоит-ли говорить, что местные, да и не только, перевозчики не будут успевать в такое сжатое время выполнить рейсы по расписанию «туда» и «обратно» в условиях низких температур и отсутствия других запасных аэродромов. Федеральное казненное предприятие «Аэропорты Севера», возможно, пересмотрит регламенты работы своих аэропортов в целях экономии средств, поступающих из федерального бюджета. На аналогичные шаги может пойдет Госкорпорация по организации воздушного движения, сократив свой персонал диспетчеров и ИТР в аэропортах. И возвратить деятельность в прежнее русло перечисленных организаций будет весьма непросто, возможно, даже и с участием и большими вливаниями из республиканского бюджета. При этом в самом аэропорту будут сокращены только сотрудники служб пассажирских и грузовых перевозок, то есть, только агенты, грузчики и часть водительского состава, задействованного в этих службах. Остальные службы, такие, как СПАСОП, транспортной и авиабезопасности, служба спецавтотранспорта, АУП и прочие, обеспечивающие деятельность самого аэропорта останутся. Куда ж без них. На чем же будет зарабатывать и экономить аэропорт? Надо полагать, идет расчет на ежедневное продление регламента, при котором тарифы за обслуживание пассажиров и авиакомпаний будут взвинчены до предела, что в конечном итоге приведет к очередному росту тарифов на авиабилеты для населения. Снова пострадают простые жители, которые и так платят довольно высокую цену за перелеты, как внутри республики, так и за ее пределами?

О том, что аэропорт является не просто международным, но и стратегическим и запасным аэродромом Российской Федерации при выполнении полетов по транссибирской и кроссполярным воздушным трассам, в расчет не берется! Вместо того, чтобы искать другие, менее разрушительные для экономики республики и более эффективные пути и методы сокращения убыточности, к которым можно отнести пересмотр оргструктуры предприятия, сокращения громоздкого и неэффективного АУП, изыскания других внутренних резервов, коих немало, налаживания и взаимодействия с Федеральной службой по тарифам (по повышению ставок сборов), Росавиацией, предлагаются ошибочные, грозящие большими последствиями, шаги.

Все предыдущие грандиозные достижения нескольких поколений Авиаторов Якутии, а ведь авиаторы всего Советского Союза завидовали им и стремились попасть трудиться именно в Якутию, могут попросту исчезнуть из-за бездарности, глупости и некомпетентности. В этом году весь российский народ отмечает 80-летие Великой Победы! Вся Республика Саха находится в преддверии другого знаменательного события: 100-летия Авиации Якутии! И надеемся, что мудрое и опытное руководство республики не допустит окончательного развала авиации Якутии.

***

Как бы то ни было, но ситуация вышла далеко за рамки корпоративных интересов, точно также, как указанное в публикации судно выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся в объеме публикации в мессенджерах. Безопасность авиаперелетов касается всех, не забывая, что главное здесь – люди. Данной публикацией хотелось бы услышать комментарии и разъяснение всех задействованных сторон, особенно Министерства транспорта республики и аэропорта. Неужели о растущей как снежный ком проблеме решено умолчать?

По информации анонимного источника