Задача института состояла в том, чтобы не просто выявить, зафиксировать и описать священные места, но и разработать для алмазодобытчиков методику написания собственного регламента их охраны, составить методические рекомендации об их сохранении и защите, разработать правила поведения сотрудников АЛРОСА на таких территориях.
«Сам проект был инициирован республиканской Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера. Отрадно, что руководство компании АЛРОСА сразу же поддержало инициативу, понимая важность такой работы для сохранения культуры и традиционного уклада жизни коренных народов. – рассказала Сардана Боякова, доктор исторических наук, директор ИГИиПМНС СО РАН. – Ранее наш институт по заказу компании не раз проводил этнологические экспертизы на территории, где она ведет свою деятельность и где проживают коренные малочисленные народы Севера. Кроме того, компания неоднократно выступала спонсором наших научных изданий».
Подобные исследования в нашей республике проводятся впервые за многие десятилетия. Тем не менее, ученые института уже располагали предварительными сведениями о священных местах, которые собирались в рамках этнологических экспертиз. Также они опирались на информацию от экспертов, краеведов, старейшин и имеющиеся в расположении документы в местных администрациях, музеях, архивах, библиотеках, в том числе на местные газетные источники. Особое внимание было уделено сбору и анализу информации у местных жителей: охотников, оленеводов, старейшин. Отчет по проделанной работе ученые представили 19 сентября этого года.
«Основной упор был сделан на полевые исследования, в которых участвовало несколько групп. Некоторые объекты мы посещали неоднократно. По результатам полевых работ составили реестр памятников историко-культурного наследования, в который вошли 50 объектов: 15 – в Оленекском национальном наслеге, 16 – в Ботуобуйинском, 19 – в Садынском.
Мы составили паспорта объектов с их границами и координатами, сделали ландшафтное описание и фотофиксацию. В паспортах объектов есть информация о том, как эти места отражены в литературе и средствах массовой информации, а также методические рекомендации для работников компании по поведению в установленных священных местах, в том числе по дальнейшей работе по охране данных объектов. Они занимают важное место в памяти и повседневной жизни коренных малочисленных народов Севера, об этом должны знать все, кто посещает данные места. Поэтому мы рекомендовали также и местным администрациям подготовить информационные стенды в наслегах о таких сакральных местах», – сказала Сардана Боякова.
Уникальные находки
Об интересных находках на территории сакральных мест подробно рассказал Виктор Дьяконов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории археологии ИГИиПМНС, который работал в Оленекском эвенкийском национальном районе.
«Мы зафиксировали стоянки каменного века, где обнаружили святилища, различные погребальные памятники, останки поселений, хозяйственных построек, связанных с деятельностью коренных малочисленных народов Севера и оленеводческим бытом вплоть до XX века. В расщелинах скал обнаружены различные следы жертвоприношений, деревянные и костяные предметы, железные элементы, осколки камней, которые использовались при изготовлении каменных орудий, так называемые «нуклеусы», также есть рыболовный костяной гарпун. На этих памятниках жили представители неолитических культур.
Мы нашли скальные писаницы, возраст которых еще стоит определить. Кстати, возможно, это самые северные в мире писаницы. Там можно разглядеть антропоморфные и антропо-орнитоморфные фигуры – вероятнее всего, изображающие шамана. В древности люди преклонялись скальным выходам, считали их своими святыми и верили, что в них живет дух местности. Собственно, оттуда и названия мест “Таҥаралах”, “Сэвэки” (прим. редакции, «Сэвэки» в переводе с эвенкийского означает Добрый Дух, хозяин земли людей, покровитель оленеводов, охотников и рыболовов). Это места для жертвоприношений.
Неожиданным для нас оказалось то, что писаница Таҥаралах, которая находится в едином государственном реестре, была обозначена не в том месте. Наша группа определила точные границы этого уникального памятника», – рассказал Виктор Дьяконов.
Предыдущие исследования в Оленекском районе проводились в 60-70 годы, тогда и было обнаружено большинство археологических памятников и предметов. Так, в Оленекском музее хранятся богатейшие коллекции, собранные нашими предшественниками, сотрудниками института. Это практически эталонная коллекция различных костяных, каменных и железных предметов по культуре и быту местных народов из 600 артефактов с эпохи неолита до средневековья не только для Якутии, но и всей России. Они могут стать жемчужиной любого археологического или этнологического музея. По словам ученого, такие подношения с жертвенника в иных местах Якутии практически не встречаются. Виктор Дьяконов также отметил, что, возможно, предстоит еще много открытий в истории, поскольку в Оленекском районе, самом большом по территории в республике, из-за трудной доступности и отдаленности многие места остаются не охваченными исследованиями.
«Нам необходим закон»
Главный акцент, на который делают ученые, заключается в возможности переноса результатов исследований в плоскость законотворчества. Как отметил научный сотрудник Центра арктических исследований, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии Вячеслав Шадрин, в законодательстве нет понятия о сакральности и священных местах. А наиболее близкое в законодательстве определение – «достопримечательные места». Да и в этом плане работа в нашей республике началась относительно недавно. На сегодняшний день со всей Якутии в федеральный реестр памятников историко-культурного наследия включен лишь 21 объект.
«Необходимо законодательно закрепить на республиканском уровне понятия о священных и сакральных местах. Работа в этом направлении ведется нашим институтом и Департаментом по охране объектов культурного наследия РС(Я) совместно с народными депутатами. А далее продолжить работу по расширению толкования достопримечательных мест в федеральном законодательстве, чтобы вносить установленные сакральные места в федеральный реестр объектов культурного наследия. На сегодняшний день из 50 объектов, описанных нами в рамках исследований сакральных мест, в федеральный реестр включены только 4, все они находятся на территории Оленекского района. А таких мест на территории якутской Арктики сотни, мы смогли отработать лишь малый процент. Связано это с труднодоступностью мест и ограничениями, которые накладывают административные границы, поэтому эту работу нам еще предстоит реализовывать. Мы надеемся на поддержку местных администраций и компании АЛРОСА», – сообщил Вячеслав Шадрин.
По словам ученого, местные тунгусы не признавали каких-либо границ и расселялись гораздо шире, их хозяйственная деятельность распространялась на огромные расстояния, выходя за рамки не только современных наслегов и районов Якутии, но и за ее пределы.
Важность данной работы связана не только со священными местами, но и табуированными. Например, среди запретных мест есть местность Олгуйдах, или места захоронения оспы, сибирской язвы и других болезней. Информацию об этом важно хранить и предавать огласке.
«Задачи, поставленные перед учеными выполнены в полном объеме. Результаты работ будут использованы для проведения этнологической экспертизы в случае освоения данных территорий. Кроме того, важна разработка правил поведения на территории сакральных мест для использования на практике», – заявила по итогам отчета ученых начальник отдела охраны природных территорий и работы с коренными малочисленными народами Севера Экологического центра АЛРОСА Алена Дьяконова.
По ее словам, пробел, связанный с отсутствием понятия о сакральных местах в законодательстве, необходимо восполнять: «Прежде всего, это важный вопрос для самих малочисленных народов. Это территория их исторического проживания, это важно для сохранения уклада жизни, культуры и языка».
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24
Фото: ИГИиПМНС