Вектор развития якутской мультипликации был принят совсем недавно. Основная сложность здесь – это госфинансирование мультипликации. И преодоление этого препятствия началось с прочного фундамента – Концепции развития креативной экономики и открытия креативного кластера «Квартал труда», в котором представлена анимация. Права на экранизацию изготовленных резидентами креативного кластера мультфильмов выкупает НВК «Саха». Таким образом поддерживается не только креативная экономика, но и сохраняется родной для нас якутский язык.
Интересным проектом стала коллаборация творческого объединения «Кындыкан» и компании АЛРОСА. Мультфильм Кындыкан рассказывает о маленькой северной девочке, которая спаслась от оспы и выжила в суровых условиях Крайнего Севера 200 лет назад. История основана на реальных событиях, произошедших в Верхоянских горах в середине XIX века. Моана и Райя, Покахонтас и Мулан, ничего не напоминает?
От кризиса до прибыльного бизнеса
Интересно, что мультипликация у нас начала развиваться вслед за развитием разработки игр. В сферу пришли молодые профессионалы, готовые развивать это направление. Так, своими видениями с нами поделился руководитель анимационной студии Tundra Animation Александр Охлопков.
Александр Охлопков – художник и моушн-дизайнер, работавший с Disney, Universal (М3GAN), Paramount (Star Trek: Strange New Worlds), Nickelodeon и Netflix. Его уже называют аниматором из Голливуда, который делает коллекцию 3D семейных мультфильмов о зиме в Якутии.
- Александр, какие есть трудности и перспективы у якутской мультипликации?
- Якутская анимация – это непаханое поле для полета творческой мысли. Но вместе с тем, это и нехватка квалифицированных кадров, и низкий уровень развития индустрии. В нашей студии «Тундра» работают высококвалифицированные специалисты, работавшие в международных проектах, как в кино, так и мультипликации. Уверен, это та команда, которая может поднять уровень качества якутской анимации и обучить кадры на практике.
- Сколько стоит изготовить мультфильм?
- Как специалист в сфере 3D анимации скажу, что это технически сложный и трудоемкий процесс. Расценки зависят от многих факторов: от применяемых технических решений, оптимизации пайплайна, а также от задействованных специалистов. К примеру, если рассматривать «Тайну Коко» от Дисней и Пиксар, то там одна минута обходилась в 1,6 млн долларов. Цена одной минуты мультсериала «Маша и медведь» – $50 тыс. долларов. Но несмотря на высокую стоимость, качественные анимационные проекты окупаемы и являются очень перспективным сектором креативных индустрий.
Победа в конкурсе и сбор средств на выпуск следующей серии
Первый 3D мультфильм из этой коллекции – «Бык Холода». Он вышел на экраны в конце апреля 2023 года, и его тепло встретили зрители и эксперты. А премьера его состоялась 12 апреля в креативном кластере «Квартал труда» в рамках конкурса Startup Tour 2023 CreativeTECH от фонда «Сколково». Собственно, где команда одержала заслуженную победу. Для работы над мультфильмом Александр собрал большую международную команду, в которую вошли аниматоры из студии «Союзмультфильм» и «Паровоз» («Ми-ми-мишки», «Кощей. Начало»).
Главный герой – живущий в деревне мальчик, который делает ледяные скульптуры и радуется зимним забавам. В основе коллекции мультфильмов – легенда о Быке из якутской мифологии, символе зимы, который выходит из Северного Ледовитого океана и несет по земле мороз и стужу. Голос для озвучивания мальчика нашли в соцсетях, им стал юный житель села из центральной части Якутии. Главный герой продолжит свои приключения в последующих сериях этой анимационной коллекции. Чтобы поддержать любителей анимации со всей России, студия также объявила конкурс сценаристов и цифровых художников для работы над следующими сериями мультфильмов.
Второй мультфильм о традиционной подледной рыбалке планируют к выходу в декабре 2023 года, а третий – о гаданиях в январе – 2024 году.
Насколько реально выпускать качественные мультфильмы в Якутии
В мае Tundra Animation запустила краудфандинговую кампанию на отечественной платформе Boomstarter. Ребята планируют собрать 3 млн рублей. На странице проекта в Boomstarter можно поддержать ребят на сумму от 500 (жертводатели получат пригласительные на закрытый предпоказ), а чтобы стать генеральным спонсором нужно внести 2,5 млн рублей. На 5 июня они собрали 181 тысячу рублей от 33 спонсоров или 6% от необходимого бюджета. Впереди еще 54 дня.
Насколько долго продержится проект неизвестно, ведь для того, чтобы выпускать мультфильмы такого качества необходимы огромные ресурсы. Одних прав на экранизацию мультфильмов Национальной вещательной компанией недостаточно. А иначе заработок анимационной студии будет находиться под весьма сомнительным вопросом. Усилия столь сильной команды лучше направить на разработку мультфильмов российского уровня, с экранизацией в странах СНГ. А инвестором проекта мог бы выступить один из недропользователей Якутии. Именно таким наиболее эффективным способом возможен переход от сырьевой к несырьевой экономике.
Андрей ШИЛОВ
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24