Недавно мы сообщали о том, что народный депутат Ил Тумэн Елена Голомарева стала жертвой мошенников - она назвала лже-сотруднику Фонда ОМС код своего аккаунта в Госуслугах. К счастью, из достоверных источников стало известно, что обманщики не успели лишить ее денег.
По мнению экспертов, нередко мошенники пишут тем, кто в спешке или другой в стрессовой ситуации. Они создают целый психологический портрет «жертвы», оценивают платежеспособность окружающих ее людей. Если звонит «полицейский», мы изначально относимся к звонку серьезно. Они воздействуют на страх наказания, или боязнь что-то потерять. Схемы кибер-мошенничеств с каждым годом становятся изощреннее. Сегодня наиболее предлагаемые - скачивание иложений «Энергосбыта», Пенсионного фонда, ОМС и т.д. Жертвы продолжают переводить свои деньги «службе поддержке Сбера», «инвестировать» накопления и.т.д.
На днях реальные истории прозвучали на встрече с журналистами с прокурором республики Максимом Поповым. Кроме представителей региональной прокуратуры, в мероприятии присутствовали сотрудники МВД республики.
Было озвучено, что по данным статистики, в 2024 году рост преступлений произошел в городе Якутске (+12,5%, с 1630 до 1833), г. Мирный (+29,9%, со 127 до 165), Булунском (+50%, с 4 до 6), Кобяйском (+71,4%, с 7 до 12), Мегино-Кангаласском (+79,2%, с 24 до 43), Нюрбинском (+57,1%, с 21 до 33), Усть-Янском (+75%, с 4 до 7) и Чурапчинском (+93,8%, с 16 до 31) районах.
Если раньше чаще всего жертвами дистанционных мошенников становились люди старшего поколения, то сейчас большинство - граждане от 30 до 49 лет. За 2023 год и 9 месяцев текущего года жители республики лишились более 1,5 миллиарда рублей. В большинстве случаев, это кредитные средства.
По словам прокурора республики Максима Попова, в зале суда не всегда правозащитникам удается доказать, что человек оформлял кредит под воздействием мошенников.
«Тут есть определенные сложности. Здесь нужно доказать, что он не отдавал своим действиям отчета. А это такая тонкая грань, которая доказывается проведением определенных следственных экспертиз... Но кредитные организации могут обжаловать решение суда... Есть крупные игроки, которые активно работают на повышение финансовой грамотности населения, а есть банки, которые заинтересованы в том, чтобы больше выдать кредитов», - отметил он.
Такие качества, как доброта, доверие к людям, потребность быть значимым и помогать другим присуща многим из нас. На этом злоумышленники извлекают свою выгоду - они звонят от лица родственников, участников СВО, просят помощи.
В январе был задержан альфонс из Нигерии, который обманом похищал деньги у женщин. По данным СМИ, первой жертвой 23-летнего афериста стала женщина из Обнинска: она оплатила ему переезд в Россию, съем жилья и учебу в вузе. Задержали злоумышленника в Калужской области якутские правоохранители, на тот момент они уже расследовали дело в отношении нигерийца, который успел вытянуть свыше 5 миллионов рублей из жительницы Ленска.
«Самое обидное, что женщины обратившись к нам, просят найти того человека - скорее всего, что-то с ним случилось. Они готовы ему еще денег перечислить, лишь бы продолжать общаться с ним. Когда ей наичнают обьяснять, что он мошенник, она до последнего не верит», - рассказал замминистра МВД по республике Владимир Арбузов.
В связи с ситуацией в стране и мире, не исключается и массированная атака телефонных мошенников на россиян из других стран (в том числе из Украины).
Простые правила защиты от телефонных мошенников:
Будьте бдительны во время телефонных разговоров. Не торопитесь. Если диалог кажется вам подозрительным, прервите звонок. Лучше перезвоните в банк или организацию по номерам, указанным на официальном сайте. Помните, что представители Госуслуг и служб безопасности банков никогда не звонят первыми;
Обратите внимание на способ связи. Для звонков мошенники часто используют мессенджеры. Настоящие представители ведомств и органов власти никогда не будут звонить через WhatsApp или Telegram;
Не сообщайте никому логины и пароли от личных кабинетов. Внимательно читайте назначение смс-кодов. Например, смс-коды Госуслуг могут потребоваться только лично вам и никому больше. Не говорите никому ответ на контрольный вопрос, который вы используете для восстановления доступа;
Внимательно следите за актуальностью номера, к которому привязан аккаунт;
Используйте сложные пароли, периодически меняйте их. Если сервис позволяет, подключите двухфакторную аутентификацию. На Госуслугах в качестве второго фактора можно выбрать смс-код, одноразовый ТОТР-код и вход по биометрии;
Внимательно изучайте адрес страницы, на которой вводятся данные, чтобы не попасть на фишинговый ресурс;
Госуслуги надёжно защищены, и злоумышленник может получить доступ к аккаунту только в том случае, если пользователь сам передаст всю необходимую для входа информацию. На портале есть все инструменты для того, чтобы обезопасить аккаунт. Но нужно бережно относиться к своим данным.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24