Как отметил Президент страны, ледоколы этой серии имеют важное стратегическое значение для изучения и освоения Арктики, обеспечения безопасности судоходства и увеличения перевозок по Северному морскому пути, важнейшему транспортному коридору мирового значения.
«Они являются частью нашей масштабной системной работы по пополнению атомного ледокольного флота и укреплению России как великой арктической державы. Мы продолжим наращивать наш ледокольный флот за счёт использования российских разработок и с применением отечественного оборудования и комплектующих», – сказал Владимир Путин.
Строительство ледокола началось в мае 2020 года. Назвав новый ледокол «Якутией», судостроители продолжили традицию, согласно которой наименования выбираются из перечня географических объектов Севморпути.
«Спуск нового универсального атомного ледокола несёт большой символический смысл, это значимое событие, которое произошло в год 100-летия образования нашей республики. Мы благодарны нашим судостроителям и гордимся их трудом, благодаря которому Россия занимает лидирующее место в области судостроения ледоколов такого класса», – сказал глава Якутии Айсен Николаев.
Достраивать атомоход будут уже на воде. Ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2024 года. Вместе с «Сибирью» и «Уралом», крупнейшими в мире атомными ледоколами, они сменят своих предшественников на Севморпути.
Как подчеркнула заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко, которая стала крёстной матерью ледокола, российские ледоколы не имеют аналогов в мире. Она отметила высокие экологические стандарты и безотходные технологии, которые применяются при строительстве ледоколов этой серии.
Отечественные конструкторы предусмотрели технологию двойной осадки, которая позволяет ледоколам одинаково эффективно работать как в арктических морях, так и на мелководных участках.
До спуска на ледокол установили два ядерных реактора. На ледоколах этой серии используется новый модульный атомный реактор, который существенно мощнее, чем у предшественников проекта 22220, а также новая отечественная система электродвижения.
В строительстве ледокола с первого дня были задействованы якутяне: главный механик Балтийского завода Станислав Мясников и судовой слесарь-монтажник Михаил Оконешников.
Заказчиком строительства выступает «Атомфлот» – предприятие госкорпорации «Росатом». Длина ледокола «Якутия» составляет 173,3 м, ширина – 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м, минимальная рабочая осадка – 8,55 м. Водоизмещение – 33,54 тыс. тонн.
Пресс-служба Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)