Для производства дорожных работ подрядчик надеялся использовать действующий карьер МУАД «АЛРОСА», но получил отказ от собственника. Понимая складывающуюся ситуацию, Управление автодорог с прошлого года предлагало расторгнуть контракт в обоюдном порядке с начала 2023 года, чтобы найти другого подрядчика и не срывать госзаказ. На что Талакан-Строй уведомил, что будет разрабатывать карьер «Большой Мурбай».

Здесь важно, что с момента заключения контракта за период более чем 9 месяцев подрядчик даже не приступил к подготовительным работам на карьере, необходимым для выполнения строительно-монтажных работ. Ни в прошлом, ни в этом году работы по вскрытию грунта и разработке скальника на заявленном карьере подрядчиком не производилась. При том, что разработка более 22 тысяч кубов грунта с привлечением тяжелой техники требовала несколько месяцев. Понятно, что о своевременном приведении участка дороги в нормативное состояние не могло быть и речи. Как собирался ООО «Талакан-строй» выполнить работы по ремонту участка без земляного полотна вообще непонятно.

Как и следовало ожидать, в июне Талакан-Строй не смог начать отсыпку земполотна и ликвидацию пучин на участке с 76 по 89 км автодороги «Мухтуя», как того требовали контрактные обязательства, что вызвало резкое недовольство среди пользователей автодороги. В последующем подрядчик не отсыпал ни одного куба земполотна на вверенном участке автодороги и полностью игнорировал предписания заказчика. Так, по 8 пучинам, оговоренных в контракте, работы проводились только по двум и без должной выемки влажного грунта.

Кроме того, Управление автодорог направило отказы в согласовании рецепта на дорожную одежду из ЩПС, поскольку подрядчик не предоставил образцы инертных материалов с объекта для испытаний на соответствие. Также заказчик мотивированно отказал в приемке частично выполненных работ из-за отсутствия исполнительной документации. Более того, Талакан-Строй не представил заказчику отчеты о проведении инженерно-геодезических изысканий и геодезической разбивочной основе. А отсутствие указанной документации неизбежно приведет к выполнению работ с нарушением действующих стандартов в дорожной отрасли.

Теперь зададимся вопросом, а стоит ли жителям республики оплачивать 135,9 млн рублей подрядчику за невыполненные работы?

Также стоит упомянуть, что на 17 июля, подрядчиком ни один этап календарного графика производства работ в полном объеме не был исполнен. В результате, 28 июля контракт расторгнут Управлением автодорог в одностороннем порядке.

На самом деле срыв подрядчиком ООО «Талакан-Строй» выполнения ремонтных работ на автомобильной дороге «Мухтуя» не является исключением. Указанная подрядная организация практически по всем ранее заключенным с Управлением автодорог контрактам имеет многочисленные нарушения обязательств как по срокам исполнения работ, так и относительно качества выполненных работ.

Такой подход прослеживается при исполнении государственных контрактов всеми компаниями ГК «Талакан», принадлежавшими Василию Николаеву. Вспомним участника группы компаний не безызвестное ООО «Доринжиниринг», которое в свое время исчезло с поля зрения государственных и муниципальных заказчиков на два года. Причина весьма очевидна: ООО «Доринжиниринг» был внесен УФАС по Республике Бурятия в реестр недобросовестных поставщиков, как и Василий Петрович Николаев, являющийся учредителем данной компании. Причиной внесения в РНП являлось расторжение контракта со стороны заказчика в связи с его неисполнением.

Вспомним также детище Василия Петровича и гордость группы компаний «Талакан» – ООО «ЦАН», которое специализируется на разработке проектной документации и заключившее за последние 5 лет десятки государственных контрактов с Управлением автодорог, по которым просрочка сдачи работ варьировалась от 19 до 400 дней. При этом по контракту реконструкции автодороги «Нам» на участке с 18 по 21 км задержка по сроку составила 616 дней. Это абсолютный рекорд в республике за все годы работы ГКУ «Управление автодорог РС(Я)». 

Вот малая часть государственных контрактов, в рамках исполнения которых ООО «ЦАН» нарушило взятые на себя обязательства. Все эти нарушения отражены на сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru.

В целом остается добавить, что из более 40 контрактов, заключенных Управлением автодорог с ГК «Талакан» с 2019 по 2023 годы, выполнен в срок один-единственный контракт.

В 2021 году указанная компания не согласилась с требованиями заказчика об уплате неустоек и обратилась в Арбитражный суд Якутии с исковыми требованиями вернуть удержанную за нарушения условий контрактов неустойку. К большому разочарованию Василия Петровича оказалось, что в отличие от голословных постов в телеграмм-каналах, Арбитражный суд требует представить доказательства невиновности подрядчика в нарушении контрактных обязательств, что в свою очередь и привело к решению суда  отказать в удовлетворении исковых заявлений (дело №А58-5059/2021) По иным контрактам, дабы не потерять государственную пошлину, ООО «ЦАН» незамедлительно отказался от поданных исковых требований (дело №А58-5060/2021, А58-5058/2021, А58-5056/2021). С текстами решения и определений Арбитражного суда может ознакомится каждый желающий на интернет-сайте суда.

И хотелось бы посоветовать руководству ГК «Талакан» решать возникающие производственные проблемы исключительно в правовом поле, в рамках №44-ФЗ о госзакупках, а не выкладывать свое субъективное мнение на различных электронных СМИ, сайтах и соцсетях, переворачивая все с ног на голову и вводить людей в заблуждение по неудовлетворительному выполнению ими государственных контрактных обязательств.

ГКУ «Управтодор РС(Я)»