- Ты занимался вопросами туризма в Якутии, чего, по-твоему мнению, добился на этом посту?
- На самом деле на этом посту я проработал недолго, думаю, мне удалось сформировать некий фундамент для дальнейших изменений в этой сфере. Мы постарались поднять на новый уровень сектор т.н. «хореки» (отели, рестораны, кафе), который задает гастрономические тренды. Например, оленина с брусникой, для якутян было дикостью смешивать варенье с мясом. Или наш фестиваль якутского стритфуда, на котором было представлено много новых блюд. Так рождаются гастрономические бренды, за которыми люди приезжают в другие страны.
Мы смогли получить 245 млн рублей из федерального бюджета на развитие туризма. Так мы отошли от сарайчиков к гостевым домам формата Барнхаусы и А-Фреймы (прим. ред. – гостевые каркасные дома). Это новые объекты со своей изюминкой, национальным колоритом. Лично я считаю, что команда Ирины Алексеевой проделала в этом направлении огромную работу.
Республике еще нужно усилить работу в части материального впечатления о Якутии – сувенирной продукции. У нас много разной вырезанной при помощи ЧПУ фанеры, много товаров китайского происхождения, есть дорогие крафтовые предметы, те же якутские ножи, но нет чего-то по середине. Якутский культурный код нуждается в росте, изменениях, эволюции. В этом направлении я лишь успел озвучить направление работы.
Это была конкурсная должность, я попробовал свои силы, прошел отбор, что-то получилось, что-то нет, но систематизировать работу нам удалось. А когда контракт завершился, я вернулся к своим прежним проектам.
- Расскажи немного про Малый базар, которым ты занимался и снова вернулся.
- Наш первый шаг в организации этой площадки был сделан в 2018 году. Мы договорились с Минсельхозом и организовали ярмарку выходного дня на территории их парковки. Думаю, жители города все хорошо помнят это, помнят какие были очереди. Мы искали медь, а нашли золото. Это побудило нас создать площадку по аналогии с маркет-плейсом, так мы и закрепились в Старом городе. Там мы связали производителей с покупателями и магазинами, минуя посредников. В 2023 году оборот Малого базара составил около 1 млрд рублей. Я там нахожусь каждый день и могу сказать, что все довольны таким форматом.
- Как на счет рыбы, большей части населения она ведь недоступна. Есть ли возможность сделать ее дешевле?
- К сожалению, в ближайшем будущем этого не предвидится. Все потому, что в этой отрасли все делается вручную допотопными методами. Все мы знаем сколько стоят билеты в Тикси, Черский, Чокурдах, а рыбу ведь ловят в 40-50 километрах от районных центров. Эту рыбу нужно где-то хранить, как-то ее транспортировать. Да и людей, занятых в ловле рыбы не так уж и много. Причин для снижения стоимости рыбы на сегодня не существует.
- Спустя годы у нас наладилась хоть какая-то, но консервация, а получится ли экспортировать продукцию за пределы Якутии, России?
- Вопрос сам себя ограничивающий. Консервы – это не премиум-класс, они имеют ограничение в цене. Насколько я знаю, в Якутии сейчас есть примерно 20 автоклавов, которые упаковывают в фольгу: молоко, тушенка, готовая еда. Ассортимент с каждым годом увеличивается. Даже Хатасская школа производит.
Тут нужно задуматься о том, кто будет производить, в каких объемах, какая будет цена и чем она будет отличаться от продукции других регионов. Только так получится продвигать более премиальную продукцию, на которую можно делать более высокую наценку. Если говорить о внешнем экспортном рынке, то он огромный, взять хотя бы Китай. Это минимум десятки контейнеров за раз, и этого для них будет мало.
Но производить качественную продукцию и продавать ее дорого – это одно, мы не осилим маркетинг. Сегодня ни один предприниматель Якутии не заплатит несколько миллионов, чтобы появиться на обложке какого-нибудь популярного премиального издания, да даже телеграм-канала. Поэтому нужна коллаборация производителей с блогерами.
- Мы часто говорим, что туризм в Якутии развивается, а на какие направления делать ставки?
- Мы все еще находимся на стадии самоидентификации. Но если говорить о том, что есть и что можно делать дальше, то получается вполне ясная картина. Это гастрономия, событийный туризм, географический туризм, активный и экстремальный отдых. Нам нужно с особым рвением прогрессировать в области креативных индустрий, посредством которых можно охватить десятки и сотни миллионов по всему миру. Вячеслав Бродников, автора канала «Клевая рыбалка», Вячеслав Романов, более известный как Панда Саха это доказывают. А что будет, если здесь на каких-то пейзажах снимут голливудский фильм? Как это было с Новой Зеландией после фильма «Властелин колец»?
Движение в области туризма есть, но нам необходимо постоянно задумываться о том, что еще сделать. Взять, например, Непал, чем эта страна известна? Большинству людей ничем. Но для миллионов людей – это место силы, это шамбала. Они ежегодно приезжают туда, чтобы очиститься, медитировать, побывать в дикой природе наедине с собой, покорить Эверест. Таких мест в Якутии тоже достаточно, взять хотя бы Кисиляхи.
Но всегда стоит помнить, что люди ездят к людям. Большую часть того, зачем приезжают в ту или иную страну, делают люди. Это наш главный ресурс, и он интересен миру, он аутентичен. Нам еще предстоит стать на тропу развития туризма.
- Как говорится, ас айдаана, туризм неразрывен с кухней. Каковы перспективы?
- На сегодня у нас есть строганина, индигирка и жеребятина. Как есть жеребятину, в каком виде, это должно быть в виде стейков, отварного мяса, в сыром виде – непонятно. Она пока есть как сырье. Строганина есть как конечный продукт, но далеко не все знают, что строганина – это не сырая рыба. Строганина делается из рыбы, мяса, печени. В этом плане нам нужно говорить в едином тоне. И тут скрывается второе заблуждение: строганина – это не сырое блюдо, а готовое и приготовленное холодом. Поэтому и в гастрономии мы так же находимся на стадии самоидентификации. При этом, нельзя не отметить, что якутская кухня развивается. Сегодня у нас уже несколько ресторанов с новой якутской кухней, где шеф-повары вывели свои блюда на совершенно иной качественный уровень.
- Ты сказал на счет сувениров, на какой ветер «подсаживаться» тем, кто занимается этим направлением?
- Главное понимать кто твоя аудитория. В Якутию едут в основном экстремалы и богатые люди. Теплый песочек, ласкающее море и все эти «пакетные» страны им порядком приелись и неинтересны. Это активный туризм, при котором особо не интересуются едой и сувенирами. Поэтому сувенирщики должны четко понимать для кого они это делают, где нужные им туристы, где продавать и куда пробивать тропинки.
Я как маркет-плейс планирую делать определенные заказы нашим производителям, которые умеют делать качественные продукцию, создавать хорошее впечатление. Работая в агентстве, я ездил по деревням, встретил много интересных людей, которые могут сделать что-то хорошее и качественное, но не верят в себя. Например, они могут сделать какое-то изделие, но всего в ограниченном количестве. Когда говоришь сделать 1000 штук, они априори считают, что никому это не будет нужно. Например, в Якутии 400 придорожных кафе, ведь что-то можно продавать и там.
Беседовал Андрей ШИЛОВ
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24