Собрать в день премьеры кинофильма солидный кассовый чек удается не всем творческим группам, а команда режиссера Михаила Лукачевского установила региональный рекорд. Пообщавшись с Михаилом, приходишь к выводу, что это было весьма ожидаемо. Потому что у человека энергетика лидера и то, что его старшие друзья – такие глыбы, как первый из якутян олимпийский чемпион Роман Дмитриев и первый президент народа саха Михаил Николаев, – все это говорит само за себя.

- Михаил, поздравляю с успешной премьерой фильма! Так как мы спортивное издание, начну с банального вопроса – близок ли тебе спорт? Посещал ли спортивные секции? И каким видом спорта ты увлекаешься?

- В детстве мечтал быть вхожим в борцовскую касту, но родители были против из соображений, что могу стать хулиганом (смеется). Из нашего села Чаран в пяти минутах езды в с. Мындааба находилась республиканская спортивная школа-интернат, где базовым видом спорта была вольная борьба. Как раз мой близкий родственник Данил Гуляев – к сожалению, его не стало в довольно молодом возрасте – обучался там и, как бывает у старших, практиковался на нас.

Однажды он велел мне с положения мостика сделать бросок. Если не выполню, то не имел права уйти из его дома. Представляете, я в течение трех суток безуспешно пытался выполнить злосчастный трюк. В конце концов родителям это сомнительная история надоела, и отец забрал меня домой. После этого случая был уверен, что в борьбу мне дорога закрыта.

В студенческие годы в колледже культуры обучался актерскому мастерству, пластике, фехтованию и акробатике у маститых преподавателей, таких как Ольга Стручкова, Сардаана Федорова, Георгий Сергучев, Петр Баснаев и другие. Это не совсем спорт, но уровень нагрузки одинаковый, считаю. Также по молодости был опыт в боксе. А в один прекрасный год я выиграл чемпионат республики по пулевой стрельбе среди студентов.

- Ух ты!

- Кстати, моя мама тоже хорошо стреляет. Видать, передалось по наследству. Сейчас в стрельбе меня мотивируют успехи свояка Сергея Яковлева. Мечтаю в старости, на пенсии, выкроить время для полигона и от души пострелять. Кстати, у меня даже есть интересный метод по борьбе с бессонницей, связанный со стрельбой, рассказать?

- Конечно, расскажи.

- При проблемах со сном люди начинают считать овец или перебирают цифры до ста, а я мысленно прицеливаюсь через оптический прибор, визуально приближаю цель, отдаляю, меняю четкость, погружаясь в известную только мне медитацию. Чувствую свое дыхание и ритм сердца, тело расслабляется, и я проваливаюсь в объятия Морфея.

- Как интересно! Если стрельба твой вид отдыха, то как часто выбираешься на охоту?

- В последнее время увлекся рыбалкой. Люблю с друзьями отдыхать на притоках Амги либо на просторах Томпонского района. А на крупного зверя – задействован в качестве повара и рассказчика увлекательных историй. Рука не поднимается нажать на курок.

- Я знаю, ты как-то рассказывал про участие Романа Михайловича в рождении фильма «Триумф». Поделись интересным случаем, который не все знают.

- Имен и фамилий не буду озвучивать, но однажды в поисках финансовой поддержки очередной кинокартины зашел на прием к одному местному депутату и попал под горячую руку. Он меня сильно отругал и выгнал из кабинета. Сказать, что я огорчился – ничего не сказать! В силу возраста был эмоционально незрелым, потому все принял близко к сердцу и чуть не пустил скупую мужскую слезу.

И вот в таком мрачном настроении иду по длинному узкому коридору Ил Тумэна и издалека вижу силуэт человека, бодро шагающего навстречу. Не сразу признал в нем Романа Михайловича. Он радостный сразу: «Миша, это ты! Как здорово, что я тебя встретил! Давай пойдем в мой кабинет, я же стал депутатом». Помню, как мы искали кабинет. От прежнего хозяина там остались кофе, чай, и Роман Михайлович сам приготовил мне кофе.

Мы долго говорили о киноиндустрии, о значимости фильма про тренера и педагога Дмитрия Петровича Коркина, который должен обязательно выйти на большие экраны. Тут я снова расчувствовался, но на этот раз от масштаба личности Романа Михайловича, его природной простоты и отеческого отношения к молодому человеку.

- Яркий показатель, что великие люди всегда отличаются человечностью. Значит, идея фильма зрела не первый десяток лет?

- Да, так и есть. В 2022 году на меня вышел Михаил Пахомов, директор Центра спортивной подготовки сборных команд Якутии. Тогда на руках был сценарий от Константина Эверстова с рабочим названием «Улуу учуутал» («Великий учитель»). Признаюсь, размах этого произведения был огромным. Начиная от принудительного переселения чурапчинцев в северные районы, студенческих времен Дмитрия Петровича в Ленинграде, начала педагогической деятельности в с. Ожулун, работы тренером и до триумфа его воспитанников в Монреале. Все убедительно детально и обширно. Я не мог это осилить.

В феврале после встречи с Михаилом Пахомовым начали работу над новым сценарием, состоящим из 98 страниц, вместе с Алексеем Амбросьевым – Сиэн Мунду.

- Который 17 октября увидел свет. Михаил, каким ты запомнил первые и последние дни съемок?

- Да, это был сценарий фильма «Триумф». Первый день съемок состоялся в середине мая 2023 года на арене Центра спортивной подготовки «Триумф». С командой решили начать с самого сложного этапа – соревновательных сцен Олимпиады в Монреале. Заказали из Китая дорогостоящий хромакей – полотно зеленого цвета, которое используют для добавления визуального эффекта. Из Москвы прилетела приглашенная съемочная группа.

А самый последний кадр был снят в начале августа в Чурапче, где Валерий Лобанов, сыгравший близкого друга и соратника Дмитрия Коркина Константина Сергеевича Постникова, сидит в его кабинете и печатает на старой машинке – это моя режиссерская задумка, изначально ее не должно было быть

Всего у нас были три локации – Чурапча, родина Дмитрия Петровича; Нерюнгри, где снималась сцена с Центра спортивной подготовки «Стайки» в Минске, и Якутск.

- А как ты нашел отрицательных героев в Нерюнгри, которые так убедительно сыграли представителей спорткомитета? Это актеры?

- Нет, это обычные люди, в основном, далекие от киноиндустрии. Единственное, что ими движет – желание.

- Но кроме желания их, наверное, еще и обучали хотя бы базовым знаниям?

- Перед любым проектом я всегда знакомлю начинающих артистов с общим порядком игры. Вот чем отличается кино от театра?

- Игрой актеров?

- В фильме актер проживает роль, а на сцене он играет. Если перепутать одно с другим, то зритель сразу начинает считывать неуместную наигранность.

- А был приглашенный преподаватель?

- Справиться с волнением и войти в образ им очень помог артист и режиссер Театра юного зрителя Антон Ботаков.

Вы заметили, что в этом фильме я опять «убил» Ньургуяну Шадрину? (смеется). Вот прямо сейчас торжественно обещаю, что это в последний раз. По секрету, Ньургуяна обладает редким даром налаживать тонкую связь с детьми, а дети по-другому чувствуют человека. В фильме «Кыталыктаах кырдалым» с Мишей Слепцовым у них случилось внутреннее единение. Она помогла ему раскрыться, поверить в себя и прожить роль.

- Интересно, а кто из твоей команды получил самый высокий гонорар?

- Конечно, съемочная группа из Москвы, им мы заплатили пять миллионов рублей. За переработку москвичи берут двойной тариф. Вообще расценки – это отдельная боль! Тарифы местных операторов и Москвы ожидаемо сильно отличаются, но без них мы бы не справились.

- На закрытом показе ты говорил, что впервые использовали пластический грим.

- С таким гримом мы работаем впервые, поэтому если внимательно приглядеться, то на первых кадрах видны изъяны, многие этого и не заметят, потому что сюжет сделал свое. Иннокентию Луковцеву грим накладывали восемь часов. В этом были задействованы три человека. С Москвы был приглашен специалист. До этого наши люди специально летали в столицу и проходили обучение у мастеров.

- Ты доволен конечным результатом и что нового узнал во время работы над фильмом?

- От той картины, что было в моей голове, реализовано только 40%. И на это есть объективные причины – нехватка финансирования, ресурсов, технологий и узких специалистов. Добавлю еще тот факт, что проект «Триумф» родился за максимально короткий срок. Такое в моей режиссерской биографии впервые.

Не было проходных встреч, если выразиться спортивным термином. Считаю, это проклятием фильма, потому что у каждой кинокартины есть своя энергетика, судьба, раз на то пошло. И нашим старшим братьям, тогда еще молодым Роману Дмитриеву, Павлу Пинигину, Александру Иванову было невероятно сложно пройти путь из маленького спортивного зала села Чурапчи до арены Олимпийских игр в Монреале. А каких усилий и нервов стоило войти в сборную команду Советского Союза? И в этом заключается весь конфликт, вся суть.

- Михаил, какой фильм сейчас нужен якутскому зрителю?

- Ранее я увлекался модным артхаусным направлением, «депрессивными» фильмами, с философской темой. Сейчас другое время – людям нужны герои, психологически сильные и зрелые личности, которые не боятся ставить масштабные планы. Мы, режиссеры, работаем для народа, для своего зрителя, поэтому всегда должны предугадать запросы общества.

Однажды мне посчастливилось провести целый день с Михаилом Ефимовичем Николаевым. С десяти утра до десяти вечера сидели и разговаривали о жизни и, конечно, о кино. Он говорит: «Жизнь будет плыть по своему течению, без вас режиссеров, где вечно будут востребованы врачи и педагоги. Вы не создаете новых героев. Вы берете за основу людей с несчастливой судьбой и снимаете фильмы, делая их героями-великомучениками, а это чревато.

Вот в тех же Штатах создали красивый образ Мэрилин Монро. Для большинства женщин она стала ролевой моделью. Появился Брюс Ли. Люди массово начали заниматься восточными единоборствами. Все эти герои чудесным образом приходят в саму жизнь. И вы должны создавать модель будущего, потому что у молодежи должен быть кумир, ориентир».

Как он был прав! Действительно, когда взошла звезда Брюса Ли, все одноклассники моего брата уверенно садились на шпагат. И тут я солидарен с Михаилом Ефимовичем, у каждого времени должен быть свой герой. Во время второй мировой войны у народа был неуловимый снайпер Василий Зайцев, в девяностые годы Сергей Бодров и его «Брат-2».

- А кто был кумиром Михаила Ефимовича?

- Он любил Юрия Гагарина, первого человека, совершившего полет в космическое пространство. В коллекции Михаила Ефимовича было много фотокарточек, статей, журналов, посвященных легендарному космонавту. Юрий Алексеевич был первым человеком, покорившим космос, а Михаил Ефимович – первым президентом нашей республики.

- Может, тогда твой будущий проект будет связан с созданием нового кумира?

- Есть желание создать мотивирующий фильм для поднятия боевого духа, хочу через экран донести до каждого о психологии победы, о мышлении победителя. Хочу также экранизировать фильмы про знаменитых силачей, таких как Майагатта Бэрт Хара, Василий Манчаары, Буучугурас и другие. Сейчас с директором «Сахафильма» Алексеем Егоровым – Өркөн ведем работу по нескольким проектам. На днях встретились с нашим Ил Дарханом Айсеном Николаевым, где говорили о будущем якутского кино. Работа идет, надеюсь, мы достигнем нашей цели и подарим обществу новых героев, и о якутском кино заговорит весь мир.

- Михаил, признайся, перед премьерой было волнение?

- До премьеры снилось, что проектор завис, люди перебрасываются фразами типа «скучный фильм» и уходят с середины показа, и зал кинотеатра утопает в мусоре. А заведующий отделом показа и проката кинотеатра «Лена» Георгий Николаев говорит: «Быстро убираем и готовимся к следующему показу». В день премьеры Иннокентий Луковцев, актер, сыгравший Дмитрия Коркина, сказал, если во сне все по-другому, значит, ждет успех.

Все свои волнения я разделяю с супругой Анной Васильевой. В самые тяжелые минуты шел к ней за благословением. Вот скажет: «Все будет хорошо, ты справишься», и сразу на душе легче становится, и вновь готов ринуться в бой.

Беседовала Саина ШЕЛОМОВА