Потребность в таком проекте возникла после прекращения в 2018 году доступа России к норвежскому депозитарию семян на Шпицбергене. Под ограничением находятся также другие страны. Поэтому хранилище семян растений в Якутии должно впоследствии создать новый мировой семенной фонд с более демократичными условиями без двойных стандартов.

Впрочем, для строительства нового банка семян есть другая веская причина. Суть «Ноева ковчега» заключается в его автономности – функционировании без всякой человеческой поддержки. Так, в 2017 году научный мир вздрогнул от тревожного звонка. Повышение температуры в северном полушарии, истончание ледяного покрова в Арктике поставило под угрозу «Хранилище судного дня». В результате деградации мерзлоты вход в хранилище был затоплен, но негативного исхода удалось избежать. Однако, метеонаблюдения показывают, что потепление продолжается уже десять лет подряд. Поэтому ситуация может повториться, и в следующий раз пострадать может драгоценное содержимое.

Это стало весомым подспорьем в создании всемирного генофонда растений в другом месте. Наш регион, на территории которого находится один из «полюсов холода» планеты, стал очевидным вариантом.

Kershengolc

«Холод наше богатство – его нужно коммерциализировать»

Об этом уже не раз говорил главный научный сотрудник ИПБК СО РАН, профессор Борис Кершенгольц. По его словам, даже если температура на Земле вырастет еще на пару градусов, мерзлота в Центральной Якутии останется. Подробнее об альтернативном норвежскому проекту нам рассказал сам ученый.

«На самом деле причин для строительства крупнейшего банка семян достаточно. Он не только застрахует от исчезновения семян в генобанках во время различных кризисов. На Шпицбергене хранятся семена только сельскохозяйственных культур. Но не меньшую значимость имеют коллекции семян предшественников культурных растений, дикоросов, древесных и кустарниковых пород. Это важно для обеспечения экологической безопасности, сохранения биоразнообразия на планете. Поэтому он не сколько альтернативный, а более прогрессивный», - говорит Борис Моисеевич.

Наличие безопасного хранилища – вопрос гарантий и национальной безопасности, поэтому после созданного в 2018 году прецедента страны ШОС заинтересовались в наличии стабильного партнеры, который не будет менять условия сотрудничества. Среди инвесторов проекта – Китай, Индия и Вьетнам. Проявляют интерес к хранилищу в качестве участников страны африканского континента и Латинской Америки.

Например, в сохранении семян дикоросов для восстановления экосистем, которые были нарушены в 60-ые годы прошлого столетия, заинтересован Вьетнам. Опыт Международного центра сельскохозяйственных исследований в засушливых районах, который потерял часть своей коллекции в результате боевых действий в Сирии, показал, что локальным банкам, а их в мире насчитывается более 1700, необходим более безопасный «двойник» и уже план В.

1

«На сегодня у нас подобран ряд мест в окрестностях Якутска, мерзлота здесь более стабильная. Мы будем использовать технологию запасания зимнего холода для его регулированного использования в остальные периоды. Это технология без затрат на дополнительное охлаждение. Глубина залегания хранилища составит от 9 до 15 метров, что оптимально для сохранения круглогодичных стабильных температур мерзлоты», - говорит Кершенгольц.

Шпицбергенское хранилище имеет дополнительное искусственное охлаждение, поскольку температура мерзлоты там близка к нулю. В данное время там хранится порядка 800 млн. семян из максимально возможных 2,5 млрд. Ввиду огромных затрат электроэнергии, охлаждаются там только камеры с семенами. А энергия вырабатывается угольными станциями прямо на острове, что противоречит принципам экологии Арктики. Поэтому наше хранилище имеет несколько конкурентных преимуществ.

«На первом этапе мы планируем создать хранилище с миллионом образцов или проб семян. Минимальная партия семян составляет 200 семян, но в основном это 500-1000 штук. Это уже миллиард семян. Ввиду ранее озвученных моментов, наше хранилище должно превосходить размеры норвежкого.

Положительный опыт есть у Института мерзлотоведения. Основу их коллекции составляют семена бобовых растений, привезенных в конце 70-ых годов из Ленинграда. Первая закладка семян была в 1978 году. Например, мы уже несколько лет берем пробы и высеиваем их. Урожай хороший, причем с жизнеспособными дочерними семенами. А проверяется эта технология на семенах бобовых растений потому что они являются наиболее уязвимыми», - говорит ученый.

2

Разработка проекта хранилища семян подтолкнуло к возрождению еще одного интересного советского опыта. В советские времена значительная часть стратегического запаса продовольствия Советского Союза хранилась в шахтах гор долины Туймаада. Созданные в 50-ые годы со временем они были заброшены и разрушены. По словам Бориса Кершенгольца во второй половине 70-ых годов, когда возникли проблемы с продовольствием, неприкосновенный запас был использован. Кстати, некоторые сохранившиеся останки входных групп все еще можно обнаружить, но самой известной шахтой является «Царство вечной мерзлоты».

Именно об этом «благополучно» забытом проекте полтора года назад вспомнили ученые НИИ проблем хранения Росрезерва, перед которыми сегодня стоит задача наиболее эффективно и с наименьшими затратами сохранить стратегический запас РФ. В конце 2024 года в рамках эксперимента в штольни одной из шахт будут закладываться образцы продовольственных товаров. Первые пробы по стандартам долго хранения будут браться не менее чем через 5 лет. Кершенгольц уверен, в будущем в Якутске будут строиться новые и современные хранилища продовольственных товаров в мерзлоте с использованием технологий Института мерзлотоведения.

Андрей ШИЛОВ

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Фото хранилища: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Норвегии