Впервые вниманию широкой общественности публикуем настоящий текст челобитных атамана Ивана Алексеевича Галкина от 1631 г., сотника Петра Бекетова от 1632 г., князцов Мазары Бозекова и Чугуна Бодоева от 7 февраля 1680 г., якутского воеводы Дорофея Афанасьевича Траурнихта и Ивана Татаринова от 8 июля 1711 г. — тексты XVII века (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 386, Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 368. Л. 163, 164, Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 307, Ф. 214. Оп. 1. Ед. хр. 1556. Л. 24 об.-25) и фрагменты текста и изображения якутских знамен — текст, а также изображения от XVII века (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 150, Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 189 об., Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 269 об., 270 об., Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 273-274 об) – см. ниже [1.1]. Текст представлен аутентично и достоверно. Приводим также сами подлинные тексты Челобитных и изображения Знамен, полученные в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) – крупнейшем российском хранилище русских манускриптов, документов и печатных книг XVI – начала XIX века, расположенном в городе Москве. Просим читателя с пониманием отнестись к стилистике изложения текста, поскольку прошло почти 350 - 395 лет с момента излагаемых событий.
До XVIII в. в якутских улусах правили потомки тех тойонов, которых застали первые землепроходцы [среди которых были, например, в том числе и поморы из Мангазеи [2]] в 1630-е гг. К сожалению, отсутствие непрерывной серии письменных источников за 1-ю половину XVIII в. затрудняет составление их точных генеалогий. На сегодняшний день известны лишь некоторые из них, в частности, генеалогия Мазары Бозекова.
Дедом Мазары Бозекова считается знаменитый кангаласский тойон Тыгын, ставший героем якутского (народа Саха – здесь и далее по тексту) фольклора. Согласно легендам Тыгын (внук Эллея) жил в эпоху первых контактов с первыми землепроходцами в Якутии и трагически погиб в недоразумении, возникшем с первопроходцами. Исторический характер самой личности Тыгына многими исследователями отрицается. По их версии слово «Тыгын» является именем нарицательным и означает военного вождя или князя. Однако С.А. Токарев доказал, что Тыгын (в источниках – Тынин) являлся подлинной исторической личностью, который действительно жил в эпоху первых землепроходцев Сибири [3]. В источниках этого времени (ясачные книги и другие документы 1630-1670-е гг.) имя этого героя якутских легенд встречается достаточно часто. При этом: «В письменных документах Тыгын фигурирует под именем Тынина, а у Г. Ф. Миллера – Тынья. Это говорит о том, что исторический Тыгын – отец Чаллаайы, Ёлькёрёя и Бёдьёкё, в якутском языке мог носить имя Тынин, а титульное или мифологическое имя Тыгын Дархана могло быть прикреплено к нему впоследствии» [4].
Уникальна в своем роде челобитная, поданная Мазары Бозековым 23 января 1680 г., с просьбой пожаловать ему титул якутского князца, в которой он приводит исторические сведения о приходе первых землепроходцев на якутскую землю и первой их встречи с его дедом Тыгыном:
«[5] Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Бьет челом холоп твой далные твоей, государь, отчины Сибирские окраины великие реки Лены ясачной князец Мазарычко Бозеков. В прошлых, великий государь, годех пришли к нам на Лену руские люди, и к тем руским людем дед мой князец Тынина Мындяков пришел и амонатов привел и деду твоему, государеву, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Росии поклонился и ясак платил. И с тех годов с наши с якутцкие земли ясак тебе, великому государю, идем [6] и служим тебе, великому государю, крепко и верно и ясак платим, и в походы на твоих государевых изменником на непослушных людей ходим, кони и куяки [7] даем. Милостивый государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, пожалуй меня, «холопа» [8] [кавычки автора] своего, вели, великий государь, за службу деда и дяди моево и за мою, холопа твоего, службишку написать в окладных наших якутцких имянных ясачных книгах князцем и дать свою, государеву <…> Царь государь, смилуйся, пожалуй.
[9] И против сего челобитья в Сибирском приказе выписано. В Ленских ясашных книгах 1677/78 году, каковы присланы к Москве, в нынешнем во 1680-м году за рукою воеводы Фомы Бибикова написано: Кангалаской волости Мазары Бозеков, ясаку на нем взяти на 1677/78 год по окладу 10 соболей, и те государевы соболи на нем, Мазаре, взяты сполна. А с Лены из Якуцкого в отписках и в проезжих якуцких грамотах, как он был во 1676/77-м и в нынешнем во 1680-м году написан князцом» [10]. На обороте челобитной Мазары Бозекова имеется изображение его «знамени» [11].
Представляем Вашему вниманию 3D — реконструкцию поездки Мазары Бозекова в город Москва, сделанную известным и талантливым дизайнером UFC Феоктистом Алексеевым совместно с Д.М. Дедковым на основе замысла и идеи, изложенных в Техническом задании, Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии»: https://www.youtube.com/watch?v=XtutKv9aZ94&t=7s
Из приведенного текста становится известно и имя отца Тыгына – Мындяк. Оно совпадает с фольклорными данными, так как согласно одной из версий легенд, отцом Тыгына был Мунньан-Дархан. В частности, эти сведения приводятся в «Описании якутов, собранном с 1741 по 1745 гг. На немецком языке» Г.-Ф. Миллера [12]. По мнению С.А. Токарева, имя Мындяка позволяет связать Тыгынов род ближайшим родством с другим хорошо известным в Кангаласской волости родом князца Ники Мулзякова. Исследователь считает Мулзяка и Мындяка одним и тем же лицом. Это предположение подкрепляется и тем обстоятельством, что источники эпохи 1630-1640-х гг. говорят о постоянной совместной и солидарной политике сына Ники Мулзякова князца Еюка и представителей рода Тыгына (например, в смуте 1634, 1642 гг.) и ничего не сообщают о каком-либо соперничестве или вражде между ними [13].
В фонде «Сибирского приказа» сохранилась также челобитная атамана Ивана Алексеевича Галкина, в которой он, в том числе, рассказывает о своем [недоразумении] с Тыгыном в 1631 г.: «Да тех же, государь, якольских людей князец Тынина да князец Бойдон живут на реки Лене и с нами, холопами твоими, дрались по вся дни и твоего государева ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, не хотели ис своей земли выпустить. А нас, государь <…> было немного. А как, государь, будет ходить из Енисейского острогу по многу служилых людей, и тех, государь, немирных князцей умирити мочно и привести под твою государеву высокую руку» [14].
Скорее всего, Тыгын погиб [есть мнение, что он дожил до глубокой старости, но это менее вероятное событие – поскольку его «звезда сияла слишком высоко» и о нем постоянно упоминалось бы так или иначе в письменных источниках [15], остальные версии не рассматриваются по причине их ещё большей не аргументированности] в случайном и трагическом недоразумении с отрядом И.А. Галкина [16],
(тогда подобные недоразумения были сплошь и рядом, когда оппоненты даже не были, собственно говоря, из Якутии, а например, из Мангазеи [например, поморы], Енисея и Тобольска (пример): «Мало того, Галкин спровоцировал вооруженное столкновение с мангазейскими служилыми людьми, увидев в них конкурентов. В 1635 г. енисейский воевода А. Племянников вынужден был сообщить царю [то есть при этом царь, как и его двор не знали об этом и были весьма недовольны, когда узнали] о столкновении отряда Галкина, «сшодчеся на Лене реке», с отрядом Степана Корытова, в ходе которого было убито 4 человека» [17]. По мнению С.А. Токарева иногда разыгрывались настоящие сражения: «меж себя у тех тобольских и у енисейских и у мангазейских служилых людей для тое своей бездельные корысти бывают бои, друг друга и промышленных людей [занимавшихся пушным промыслом], которые на той реке Лене промышляют, побивают до смерти…» [18]. Вместе с тем, когда (чуть позже излагаемых событий) С.И. Дежнев с экспедицией вышел в: «1641 г. на Оемокон с Стадухиным. На пути туда ему снова пришлось принять участие в опасном бою с ламутами [19], которые в числе более 500 человек напали [то есть напали первыми] на небольшой отряд Стадухина [чуть позже: …«Оставшись после отъезда Стадухина начальником на Колыме, Дежнев с тринадцатью служилыми людьми…» [20] – и если даже на тот момент [боя] их в отряде было вдовое больше, превосходство нападающих было невероятно подавляющим, но никто не побежал…]. Бой был жестокий. Дежнев снова был ранен дважды, в руку и в ногу. Отбиться удалось только благодаря помощи ясачных якутов, которые, говорит Дежнев, «за нас стояли и по них из луков стреляли» [21]. Таким образом, ясачные якуты не бросили раненого и несмотря на многократное (более чем 20-38 раз [22]) численное превосходство нападающих им удалось отстоять позиции и отбить нападение, как видите братские отношения между народами закладывались уже тогда – «на поле боя и в ратных делах»),
так как в позднейших текстах сведения о нем больше не встречаются, упоминаются только его дети. Так, сотник Петр Бекетов, бывший на р. Лене в 1632 г., не застал уже Тыгына [судьба Тыгын Дархана очень схожа с судьбой великого Такэды Сингена – в том числе в высоком желании объединить все провинции, противоречии «отцов и детей», а также в случайной и трагической гибели – см. в Приложении [23]], а собирал ясак с его сыновей:
«[24] Того ж году я, Петрушка, по государеву указу великому государю в новоприбыли учинил на Лене ж реке служилых и с промышленных людей, с судных дел собрал государевы казны мяхкие рухляд[и] <…> [25] Бозекуя да Откурая, да Челяя з братьею Тыникиных детей Хагалаской волости» [26]. Согласно С.А. Токареву, эти записи не оставляют сомнения в том, что речь идет о сыновьях знаменитого героя якутских легенд. В частности имя Челай совпадает с именем легендарного сына Тыгына Чаллай.
Потомки Тыгына занимали господствующее положение в Кангаласском улусе не только в XVII в., но и позже. Все они были князцами Кангаласской волости с момента освоения и открытия этих земель и далее (из них только Бозеко, отец Мазары, был наказан воеводой Галкиным) [27]. В частности, атаман И.А. Галкин писал про них в 1634 г. следующее: «А те кайгалаские князцы людны и всею землею владеют, и иные многие князцы их боятца» [28]. Интересно, что в челобитной, поданной князцами Мазары Бозековым и Чугуном Бодоевым от 7 февраля 1680 г., Мазары Бозеков называет себя «Мазаречко Тыгинин», то есть указывает отчество своего деда:
«Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя [России само]держцу бьют челом холопи твои Яку[цкого] острогу кнезец Мазаречко Тыгинин да Чюгунко Бодаев. Били челом мы, холопи твои, в своих обидах и в розоренье на Сергея и на Максима Мухоплевых и подали челобитную в Сибирском приказе. И ныне мы, холопи твои, и за всех якутов Сергеем и с Максимом во всем помирились и впредь мы на них… тебе, великому государю, не челобитчики… Вели, государь, челобитье наше и мир записать и вели, государь, Сергею и Максиму в Якуцком остроге быть по-прежнему» [29]. Данная челобитная интересна также тем, что на ее обороте имеются изображения двух «знамен» - Чугуна Бодоева и Мазары Бозекова! [30].
Известно, что Мазары Бозеков умер в начале 1700-х гг. После его смерти князцом стал его сын Куннек. Помимо него, в источниках упоминаются и другие сыновья Мазары Бозекова: Борток, Тюсюнек, Акон и Кученек [из источников РГАДА], Хара Бытык Масаха [из источников краеведов]. Сын Куннека Аяган считался главным князцом в 1740-х гг. У Куннека были и другие сыновья, особую известность среди них приобрел Сыран. По мнению С.А. Токарева, Сыран был отцом известного князца Софрона Сыранова, который в 1767 г. ездил в Санкт-Петербург в качестве депутата екатерининской комиссии, а в самой Якутии обладал репутацией, наводившей смятение на его оппонентов. Софрон, таким образом, был прямым прапраправнуком Тыгына. Сын Софрона Богдашка и сын Богдашки Курджага также имели статус князцов [31].
В фонде «Сибирского приказа» РГАДА, имеется на хранении челобитная якутского воеводы Дорофея Афанасьевича Траурнихта и Ивана Татаринова от 8 июля 1711 г., в которой упоминается сын Мазары Бозекова Борток:
«[32] Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю великия и малыя и белыя Росии самодержцу холопи твои Дорофей Троурнихт, Иван Татаринов челом бьют. По твоему, великого государя указу, и по статьям из Сибирского приказу велено Якутцкого города улусным и острожным, и зимовейным якутам и тунгусам за ясачной платеж давать им подарочного жалованья: меди в котлах, олово, одекую, крашенину да служилым людем к денежному жалованью московскими товары. А в Якутцком, государь, с 708-го года в присылке подарочного жалованья и московских и верхотурских товаров июля по 8 число нынешняго 711-го году не прислано и ныне все в росходе, и о том прежние воеводы Юрья Шишкин с товарыщи, а в 709-м и в 710-м годех мы, холопи твои, к тебе, великому государю, в Сибирской приказ писали и в нынешнем, государь, 711-м году городовых и зимовейных, и острожных улусные иноземцы князь Борток Мазарин с товарыщи о том подарочном жалованье беспрестанно бьют челом, а далных и зимовейных, острожных и заморских рек иноземцы в Якутцкой приходят и [бьют челом], бутто тем их подарочным жалованьем завладели у них прикащики, а прикащиком такого подарочного жалованьи им хотя погодно и давано и то по малому числу. А ныне, государь, прикащики перед нами сказывают: бесподарочного де жалованья на [Кам]чатку и на далные реки и в зимовья идти им от тех иноземцов без подарочного жалованья опасно, потому что они, иноземцы, безразсудные и говорят, бутто тем подарочным жалованьем корыстуютца они, прикащики, и о присылке, государь, подарочного жалованья – меди, олова, одекую, крашенины и на приказные дела бумаги писчей [33] и в жалованье к денежной да[чи] якутским дворяном и детем боярским, и казаком прот[ив] прежняго сукны и иными и верхотурскими товары велики[й] царь и великий князь Петр Алексеевич все великия и мал[ыя] и белыя Росии самодержец, что укажешь. А сию отп[иску] [34] к тебе, великому государю, к Москве из Якутцка послали мы, холопи твои, с выборными казенщики: дворянином Алексеем Ушницким с товарыщи июля в 8 день нынешняго 711-го году и велели подать в Сибирском приказе генералному президенту и московскому коменданту и Сибирских правинцей судии князю Матвею Петровичю Гагарину с товарыщи. Траурнихт, Татаринов» [35].
Таким образом, генеалогия рода Мазары Бозекова выглядит следующим образом (см. ниже) [36]:
Результаты современных генетических исследований опубликованных в «Nature» также подтверждают основные вышеизложенные положения и векторы исследования: [Человек обозначенный как] SS1 принадлежал к (доминантной) линии Ht1 (рис. 1б - см. приложение [37]). Это указывает на то, что [Мазары] Бозеков, как и его дед по отцовской линии Тыгын Дархан, могли принадлежать к линии Ht1 (доминанта).
«…эти результаты [исследований] позволяют предположить, что экспансия и доминирование гаплотипа Ht1 являются прямым результатом консолидации власти вокруг «рода Кангалассы», от относительного ограничения в Центральной Якутии и Вилюе в XVII веке до отдаленных северных и северо-восточных районов уже в XVIII веке [38].
Результаты археологических раскопок также не противоречат общей канве исследований и подтверждают её, так: «…проводили археологические раскопки к югу от Якутска, на городище Ат-Дабан, в 2 км от террасы Истях, где был похоронен Мазары Бозеков. Среди раскопанных могил была могила женщины в «Дабане 6», очень богато обставленная (рис. 3 – см. ниже). Особенно примечательны два предмета: (1) два… …перстня-печатки, прикрепленные к одной из ее сережек в сундуке для подношений, как будто оставленные членом семьи, который добавил их к погребальному инвентарю… …две пуговицы из лепестковой эмали [39] и кинжал с лепестковой эмалевой рукоятью из Великого Устюга (Западная Россия)... Эмаль этих двух предметов была изготовлена в XVII веке для царского двора… …Побывав у царя, [Мазары] Бозеков приобрел титул князя и получил право решать [некоторые] судебные споры между якутскими [родами]. В контексте того периода это давало ему по перстню для каждого из двух титулов, подарков от царя или от знатного рода, судьи и [князя]. Таким образом, два перстня-печатки, найденные в «Дабане 6», могут принадлежать [Мазары] Бозекову, хранящемуся в могиле одного из его родственников. Таким образом, все результаты согласуются с тем, что «Ат Дабан 6» был родственником Мазары Бозекова» [40].
Во всех подарках царя князьям (князцам) присутствовали пуговицы и, скорее всего, не обычные, а например, со специальной эмалью, кроме того, упоминаются и ножи.
Выше «Изображена рукоять ножа из лепестковой эмали, а также перстни-печатки. Реконструкция платья включает в себя очень большое количество импортных стеклянных бусин, которые были обнаружены во время раскопок» [41]. Импортные артефакты (также как и в предыдущей статье указывалось на «импортные товары и жемчуга» [42] во многих захоронениях в Якутии) указывают на то, что «рассвет торговли» как заметное, значительное, а также масштабное социальное явление [например, являющийся одним из факторов влияющих на значительный рост населения] в Якутии началось именно во второй половине XVII - и продолжалось [в виде ускоренного роста] до середины XVIII века (ранее это могло быть явлением скорее спорадическим и локальным). Так, рост населения и подъем социума на новый уровень [основные факторы были описаны в предыдущей статье [43]], спровоцировал экспансию [расселение]: «…последовала быстрая экспансия в последние годы XVII века нескольких якутских родов на территории… [Якутии, за пределами зон традиционного расселения этих родов]. Этот якутский «золотой век» сформировал этнический состав, землепользование и культурные практики…» [44] [на всей территории Республики].
Якутские знамена, в том числе «знамена» Мазары Бозекова:
В фонде «Сибирского приказа» имеется на хранении несколько документов разного характера со знаменами Мазары Бозекова:
1) Запись о смерти и завещании намского князца Нокто Никина (внука князца Мымака): «1677-го генваря в 8 день сибирской якутцкой князец Нокто Никин умер, а после ево остались люди ево Курчага да Мотора. А при смерти князец Нокто Никин приказывал князцу Мазары, чтоб после ево смерти по их вере тело ево сожгли, а пепел бы свести к родителем ево в Якуткой. А что ево пожитков, и те пожитки приказал князцу Мазаре Бозекову. И о том у него, Нокто, написана духовная и та духовная у него, Мазары, и тое духовную приказал [отдать] в Якуцком братьям своим Быкею [да] Быкею» [45].
2) Отписка верхотурского воеводы стольника Родиона Михайловича Павлова и роспись сбора мягкой рухляди с якутских князцов 1680 г.:
3) Челобитная царю от Мазары Бозекова, Чугуна Бодоева и Чуки Капчинова:
4) Коллективная челобитная якутских князцов, в том числе Мазары Бозекова, царю 1677 г.:
Документы со знаменами, в которых встречаются другие якутские князцы:
- челобитная борогонских якутов Одочка, Утячка и Ожочка Теренеевых, Мекечка Логуева, Тюсенейка Октова царю 1671/72 г.
На обороте челобитной стоит четыре знамени участников дела: два лука со стрелами и две лошади [51].
- челобитная Мегинской волости Чугунки Бодоева. На обороте листа имеется знамя Чугуна Бодоева в виде лошади [52].
- челобитная на имя царя от якутов Нерюптейской волости 1672/73 г. [53].
На обороте листа имеется два знамени челобитчиков: лук со стрелой и лошадь.
- повторная коллективная челобитная от многих якуцких князцов [54].
На обороте листа имеются знамена всех челобитчиков: 4 лошади, 2 круга с перекрестием и 42 лука со стрелами.
- такая же коллективная челобитная от ясачных якутов Якутского острога кокуйского рода [55].
- еще одна аналогичная коллективная челобитная от якутов разных волостей [56].
На обороте листов имеются знамена всех челобитчиков в виде лошадей, кругов с перекрестием и луков со стрелами.
- в фонде «Якутской приказной избы» также встречаются дела с якутскими знаменами. В частности, в «Деле по наказной памяти воеводы князя И.П. Борятинского [… …] 1670/71 г. и прошлые годы» имеется несколько листов со знаменами. [57] На обороте каждой расспросной речи стоит знамя конкретного якута: луки со стрелами, лошади и другие знаки. В данном деле вариативность написания «знамен» очень разнообразна.
Возможно сначала у всех (преимущественно) якутских знамен были лошади - как основа хозяйства преимущественно конного народа [«конных людей» - саха (якутов) [58]], как вспоминают при первых контактах: «Многочисленные «якутцкие… …конные люди» князцы («тайши» [59]…» [60] (где лошади/кони играли огромную роль), затем у многих появились знамена с луками - можно предположить, что множество родов теперь отождествляли себя с охотой (охотничьим промыслом) - из-за ведения ясака, затем в более поздних документах появляются уже более абстрактные и сложные символы как круг с перекрестьем (круги с перекрестием внутри - бубна (дүҥүр)) и неких треугольников с двумя вертикальными линиями (это может быть схематичное изображение рыболовной снасти при ловле рыбы вершой/корчажкой (туу)).
«…документальным источником в 17 в., принадлежавшим… …якутам, являются их знамена (тамги). В некоторых случаях сюжет тамг позволяет определить род якутов, тип их хозяйства, принадлежность отдельных представителей рода к шаманской касте и т. д.
На основании вышеизложенного, получается так, что практически каждая семья в Якутии (в Республике Саха (Якутия)) могла иметь в прошлом свое знамя - знамя своего основного рода (ууhа).
Вместе с тем, по мнению С.А. Токарева: «Для характеристики элементов родового устройства у якутов… …небезынтересно рассмотреть вопрос о наличии у них родовых тамг - «знамен». Многочисленные якутские «знамена» украшают собой разнообразные документы XVII в… …в числе этих «знамен» первые места занимают изображения собаки, жеребца и т. п., рисунки, которые, казалось бы, можно истолковать как тотемические значки.
Однако внимательное изучение якутских «знамен» убеждает… [в том, что они] …сводятся к [следующим] типам: это лук со стрелой, соболь, жеребец, корова и несколько других рисунков… [например] …- в виде круга со скрещивающимися диагоналями.
Все это наводит на мысль, что употребления тамг якуты сами… [могли не знать] …и что прикладывание «знамен» к документам было введено… [первыми землепроходцами Сибири] … которые могли принести этот обычай от народов Оби - остяков и вогулов» [62].
Мнение С.А. Токарева небезосновательно и безусловно обладает значительным академическим весом, однако то, что было изобретено одними народами (например, остяками и вогулами) может вполне эффективно использоваться другими (как в случае с порохом и бумагой или генезисом боевого клича «ура»), кроме того, мы не склонны полностью с ним соглашаться.
Выводы:
- Мазары Бозеков, как и его дед по отцовской линии Тыгын Дархан, могли принадлежать к линии Ht1 (доминанта);
- Никем не оспаривается – ни ранее ни сейчас, что Мазары Бозеков является родным внуком Тыгын Дархана, по всей видимости современникам казалось самоочевидным то, о чем он говорит, очевидным и не нуждающимся в пояснениях, ни тем более в доказательствах, просто были живые свидетели, знавшие его отца и деда (поскольку в противном случае, если не было Тыгын Дархана, то и Мазары Бозеков не является его родным внуком – а ведь этот факт не оспаривался даже Царем Федором Алексеевичем, хотя, как мы излагали в предыдущей статье все факты в то время проверялись царской администрацией из нескольких независимых источников);
- Тыгын Дархан – являлся налогоплательщиком (ясакоплательщиком), как и все подданные царя на всей территории Московского царства (в новообретенных и исторических), в источниках (РГАДА) этого времени (ясачные книги и другие документы 1630-1670-е гг.) имя этого героя якутских легенд встречается достаточно часто (и в том, что это реальный человек никто не сомневается);
- Уникальна челобитная, поданная Мазары Бозековым 23 января 1680 г., с просьбой пожаловать ему титул якутского князца, в которой он приводит исторические сведения о приходе первых землепроходцев на якутскую землю и первой их встречи с его дедом Тыгыном (этот исторический документ также никем не оспаривается);
- Из вышеприведенных документов известно также и имя отца Тыгына – Мындяк (Мунньан-Дархан) [63];
- Один из самых авторитетных исследователей этого периода С.А. Токарев (Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнографии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, лауреат Государственной премии СССР) доказал, что Тыгын (в источниках – Тынин) являлся подлинной исторической личностью;
- Известен даже год его трагической гибели согласно челобитной атамана И.А. Галкина – а именно в 1631 году (согласно документам этого периода, а также мнению исследователей);
- И так, кто же такой Тыгын (Тынин / Тыгын Дархан)? Это человек, воин, первый лидер попытавшийся «объединить» все известные земли – и ставший при жизни легендой;
Якутские знамена:
- Получается так, что практически каждая семья в Якутии (в Республике Саха (Якутия)) могла иметь в прошлом свое знамя - знамя своего основного рода (ууhа).
Послесловие
У Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» открыт новый сайт где Вы можете прочитать все статьи нашей организации, который будет размещен (развернут) ориентировочно через 2 недели по электронному адресу: https://www.dinastyandlegacy.com/
Известный и талантливый разработчик эвенкийского голосового приложения «Ayana» Николай Апросимов совместно с Общественной организацией «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» разрабатывают проект голосового «умного» приложения, который будет говорить на якутском языке, в целях сохранения и развития якутского языка.
Общественная организация «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» проводит исследования в области «Ло — ТЕК», а также обмен опытом и лучшими практиками в этом направлении, «Ло – ТЕК» это аббревиатура от (Ло)кал + (Т)традиционный (Э)экологические (К)знания. Желающие могут принять участие в данных исследованиях, написав на электронную почту, указанную ниже.
Общественная организация «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» также создает в своем составе Научно-исследовательский центр по прикладному применению нейросетей и элементов искусственного интеллекта для исследования ключевых исторических периодов и связанных с ней исторических документов, а также якутского языка. Кроме того, основывает центр «Digital Cinema & Art Center».
№ 2. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 197. Подлинник.
№ 3. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 386. Подлинник.
№ 4. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 368. Л. 163, 164. Подлинник
№ 5. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 307. Подлинник.
№ 6. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Оборот Л. 307. Подлинник.
№ 7. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Ед. хр. 1556. Л. 24 об.-25. Подлинник.
РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Ед. хр. 1556. об.-25. Подлинник.
Текст и изображение исторических документов содержащих/связанных в себя якутские знамена
№ 1. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 150. Подлинник
№ 3. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 202, 203. Подлинник.
№ 4. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 269 об., 270 об. Подлинник.
№ 5. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 273-274 об. Подлинник.
Пресс-служба Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии»
© (авторские права принадлежат) Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии», включая илл., 2023 г.
По всем вопросам обращаться
По данной ссылке вы можете ознакомиться с полным списком источников к данной публикации (очень рекомендуем ознакомиться, так как размещено много дополнительных материалов) https://disk.yandex.ru/d/F2jE6DpgfSrYbQ