Так, в прошлом году АЛРОСА подписала трехстороннее соглашение с Правительством Республики и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Якутии о взаимодействии в области сохранения языка, культурного наследия и устойчивого развития этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Севера. Помимо этого, в августе прошлого года Компания подписала еще один интересный договор по документированию священных (сакральных) мест коренных малочисленных народов Севера Якутии на территории Мирнинского и Оленекского районов. Эту работу по заказу компании проводит Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов (ИГИПМНС) Севера СО РАН.

Генеральный директор – председатель правления АЛРОСА Павел Маринычев: «Мы стараемся работать исключительно на принципах взаимного уважения, бережного отношения к земле и традициям. И мы понимаем, что без поддержки людей, живущих на тех территориях, где мы работаем, этого не достичь. Необходимо вести системную работу, не заключать разовые или краткосрочные соглашения, а планомерно поддерживать жителей Севера, коренные малочисленные народы, чтобы они чувствовали это уважение и поддержку».

Подробнее об этом нам рассказал Вячеслав Шадрин, научный сотрудник ИГИПМНС, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера.

Vyacheslav Shadrin

- Вячеслав, расскажите, какие работы должны быть проведены в рамках данного договора?

- Задача, поставленная экологами АЛРОСА перед нами – выявить, зафиксировать и задокументировать священные места коренных малочисленных народов в качестве объектов культурного наследия: определить границы, ландшафтное описание, разработать карты и составить обоснование. Это места, которые являются неотъемлемой частью традиций, обычаев и культурного наследия коренных народов Якутии и поэтому имеют историко-культурное значение.

Понятие «сакральности» трудно перенести в юридическую практику – определения «сакрального места» в федеральном законе нет, поэтому важно создать конкретику. В основном под понятиями «историко-культурного наследия» и «памятниками историко-культурного наследия» подразумеваются памятники в натуральном их виде и археологические места. Эти понятия включают в себя в том числе священные и ландшафтные места, т.н. «ытык кэрэ сирдэр» – «священные земли». Например, всем известные Ленские столбы, Кисиляхи, Куллаты. Последнее место является священным для народа саха: считается, что там находилась стоянка Мунньан Дархан – отца Великого Тыгына Дархана. Однако, Куллаты как археологический памятник является довольно древним, еще до появления самих якутов на этой территории. И такие места играют важную роль в культуре народов, находя отражение в устном сказании. С ними связаны также различные запреты. В том числе есть табуированные места, например, Олгуйдах, т.н. «Долина Смерти» – мифическая аномальная зона в долине реки Вилюй.

s2

- Получается, вы планируете задокументировать такие места на территории проживания коренных малочисленных народов Севера?

- Задокументированных памятников такого типа, которые бы играли роль историко-культурного наследия у коренных малочисленных народов Севера, практически нет. По той простой причине, что они ведут кочевой образ жизни и, находясь в балансе с природой, практически не оставляют за собой следов пребывания. Но сакральные места все-таки есть, и мы пытаемся дать им определение, выявить их и придать нужный статус.

Например, это родовые места, которые есть в памяти народа, с которыми они себя до сих пор связывают. Важно отметить, что, проводя исследования, мы не хотим называть памятниками случайные места. Выбраковке подвергаются различные заброшенные поселения и т.н. священные или чудо-деревья, преобладающая часть которых таковыми вообще не являются. Важно понимать, что, говоря о священных местах, мы понимаем их связь с духовным представлением, а не материальным миром. Такие места должны иметь под собой историко-культурную основу. Обоснованием для включения в список могут послужить фольклор, историческая память народа, исторические события и их значение в жизни народа.

Интересный факт:

Администрация Оленекского улуса разрабатывает проект «Сакральная география Оленекского улуса»

- Предварительно, сколько таких мест существует?

- Мы начали работу в сентябре прошлого года. За это время нами составлен примерный реестр таких памятников исходя из архивных данных и работы со старейшинами.

Пока на территории Мирнинского и Оленекского районов зафиксировано примерно 200 таких мест, из которых порядка 30 имеют материальные останки и около 50 связаны с духовным представлением. Остальные нуждаются в дальнейших исследованиях, в том числе археологических. Мы думаем, что в рамках договора 20 из этих мест мы сможем полноценно задокументировать. Нам предстоит привести привязку к местности, зафиксировать точные координаты, сделать натурные съемки, а также определить перспективы и необходимость археологического исследования.

- Можете уже сегодня привести примеры таких мест?

- Полный список будет обнародован по итогам нашей работы. Например, на территории Оленекского эвенкийского национального района есть такие памятники природы, как «Сэвэки», «Танаралаах», «Сенкю», «Мэрчимдэн», «Киhи Таас», «Эбиэн масс», «Тиис Хая». На «Танаралаах» и «Сэвэки» есть писаницы, возраст которых мы определить не можем. Но места эти носят сакральный характер, поэтому мы хотим оформить их в качестве историко-культурного комплекса, а не просто как археологического объекта. Таким образом, археологические памятники могут быть расширены до памятников историко-культурного наследия.

- Для чего это необходимо?

- Это будет своеобразная настольная книга для нужд самой компании: вдруг эти места подпадут под промышленное изучение, разработку, освоение. Чтобы при планировании своей деятельности компания опиралась на эту информацию, а памятники не попали, например, на пути строительства дороги. Да и для самих местных жителей сохранение памяти историко-культурных мест – это важная работа. В АЛРОСА понимают, что Арктика – это не только территория развития и промышленного освоения, но и дом для коренных малочисленных народов Севера, баланс в котором важно сохранить в исконном виде.

Я думаю, что и для других недропользователей это должно быть примером уважительного отношения к культурному наследию и традициям народов, населяющих наш северный край.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24