- Отец мой Спиридон Васильевич в 1941-м закончил педучилище и диплом о его окончании всю войну носил в кармане гимнастерки вместе с комсомольским билетом. Поучительствовать он успел: в первый призыв не попал – восемнадцати еще не исполнилось. Начал работать в Табагинской семилетней школе учителем истории и пионервожатым.
1941-1942 учебный год был трудным – поучи-ка голодных детей. У колхозников – ни копейки за душой, и учителя со своей зарплаты скидывались по пять рублей на горячее питание для учеников. Директор школы Алексей Ильич Сосин, уважаемый человек, экономил на всем, чтобы помочь семьям учащихся: тем, кому хуже всех приходилось, передавал хлеб через их детей. В армию мой отец и его директор ушли в июле 1942-го. Помню, как односельчане, призванные вместе с ним, рассказывали: «Пока ехали до Мальты со Спиридоном, горя не знали: он и по-русски объяснялся со всеми, и очередь в столовую занимал… А как на Мальте молодых-образованных от нас отделили, мы без Спиридона будто онемели и оглохли. Ни сами никого понять не можем, ни нас никто не понимает. Так под Сталинград и отправились». А отца определили в артиллерийское училище, но там у него выявили проблемы с правым глазом, и он в итоге стал пулеметчиком. Воевал в 3-й Гвардейской армии. Освобождал Украину. На хуторе Михайловка под Полтавой был ранен и контужен, а после госпиталя его направили на работу на завод «Азовсталь». Там его и застал указ Сталина о демобилизации специалистов народного хозяйства и учителей. Вернулся он в 1944-м, и его назначили директором и учителем истории Табагинской школы. Люди до сих пор вспоминают – сирот тогда много было, не всех в интернаты брали, а он принимал. Будущий народный артист республики Федор Колосов, оставшись в детстве без отца и матери, пришел к нему в Табагу, его там оформили в интернат, где он и закончил семилетку. Это лишь одна история, а сколько таких у отца было… Став кандидатом в члены партии, он в колхозе был за парторга. Позже семь лет был председателем сельсовета. Возглавлял совет ветеранов.
Еще будучи директором школы, установил памятную коновязь – сэргэ Победы. Завхозом у него был Тимофей Михайлович Марков – один из тех, с кем они вместе уходили в армию. Мастер по дереву, под Сталинградом он был тяжело ранен в руку, но сумел после войны вернуться к своему ремеслу. Над тем сэргэ Тимофей Михайлович тоже потрудился. Но когда на том месте надумали строить дома и все коновязи снесли бульдозером, сэргэ Победы отец перевез домой, прикопал во дворе в снегу. А я его вытащил оттуда и забрал в Якутск, установив в экспозиции краеведческого музея, где уже был директором. Сейчас во многих музеях стоят сэргэ Победы. Наше стало первым.
Пресс-центр 100-летия ЯАССР