Бык холода

Зиму издревле якуты ассоциируют c образом Быка холода, олицетворяющего силу, неотвратимую стихию, бушующую несколько месяцев в году. По поверьям якутов, мороз, холод и зима — стихии, рождающиеся из воды. Быка холода рождает океан, расположенный на севере, он же забирает его обратно. По мере изучения мифов и легенд якутов и других народов Сибири родилось предположение, что прототипом Быка Холода, возможно, был мамонт.

Чучуна

Этот загадочный мифический персонаж описывается как человекоподобное существо огромного роста, с телом, покрытым длинной шерстью, одетым в звериные шкуры. Обладал нечленораздельной речью. Он крал оленей и еду, нападал на людей ночью, обстреливая их из лука или забрасывая камнями. Фольклорные данные во второй половине XX века послужили основанием для построения научной гипотезы о существовании в Северной Азии реликтового гоминоида по типу снежного человека или йети.

Монстр озера Лабынкыр

В отдаленном озере недалеко от Оймякона, самого холодного населенного пункта на планете, по местным легендам обитает наш «Лох-Несский монстр» – лабынкырское чудовище. Подобно Несси чудовище появлялось лишь несколько раз, и не всем удавалось его увидеть. Легенда об этом монстре передается из уст в уста на протяжении многих веков.

Сюллюкюн

В якутской мифологии духи, обитающие в глубине вод, аналог славянских шуликунов. Они выходят из проруби в Святочные дни – с 7 по 19 января.  Сюллюкюн – народ не злой. Но шаловливый. По некоторым описаниям, они румяные, безбровые, очень любят играть в карты, но выигранные у сюллюкюнов деньги при дневном свете обращаются в мох. Умеют предсказывать судьбу.

Абасы (абааhы)

Это объединенное название бесчисленного множества злых божеств и духов верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии. Само слово происходит из корня «аба» – зло. Подчиняются только старшим по иерархии – основателям родов и их сыновьям – главам основных племен (девять племен верхнего мира и восемь нижнего).

В якутском эпосе Олонхо небесных и подземных абаасы часто называют еще «адьарай» (чудовище). Они - духи, поэтому обычно невидимы простому глазу. Но в тех случаях, когда они показываются человеку, могут принимать любой облик, так как объединяют в себе все страхи и пороки людей. Считается, что все плохое на Земле создано абаасы.

Юёр

Согласно якутской мифологии, после преждевременной и неестественной смерти некоторых людей, например, самоубийц, сумасшедших или колдунов, появляются существа, выдающие себя за их души, которых называют юёр. Они невидимы, но могут показаться людям. Даже звон в ушах древние якуты объясняли тем, что это где-то плачет юёр.

Юёр – якутский вариант призраков или зомби. Каждый юёр имеет свой излюбленный район действий – наслег, волость или несколько смежных волостей, словом те места, в центре которых жил покойный. Изгнать их может только сильный шаман.

Деретник

Это оживший труп, одержимый злыми духами. Деретником могут стать злые шаманы, которые завещали свое тело демонам, некоторые самоубийцы и простые люди, которые, по мнению сородичей, убитые абасы.

Деретники очень похожи на американских зомби из фильмов ужасов: не имеют ничего общего со своей прижизненной личностью, разлагаются на ходу, часто не могут внятно говорить, двигаются судорожно, они сверхсильные и быстрые, малочувствительны к увечьям и горят желанием убивать и пожирать все живое на своем пути.

По поверьям, если человек может стать деретником в течение суток после смерти, если не успеть похоронить его по особым правилам.

Чечюккэ

Он предстает в образе ребенка с лохматой головой, грязным лицом и одеждой. Но, если домовые не выходят на улицу, то чечюккэ может и на улице поиграть. Да и чаще всего чечюккэ видят только маленькие дети, домового же могут увидеть все. Существует также мнение, что чечюккэ с огненно-рыжими волосами и добрый. Вместе с тем, если взрослые начинали подозревать, что ребенок видит и играет с чечюккэ, подкладывает ему еду, то из-за того, что он может заболеть, изгоняли чечюккэ плетью.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24