- Вам известно, почему фильм «Карина» зарегистрирован в Турции? И что от этого ожидать? Иностранное государство получит выгоду? Считаете ли режиссёра Марианну Сиэгэн пострадавшей стороной в данной ситуации?
- Почему фильм зарегистрирован в Турции, нужно спрашивать у его авторов и правообладателей. Я, как и все, удивлен этим фактом. Наверное, это было сделано из благих побуждений, для выхода фильма в мировой прокат. Но в таком случае вопрос, каким образом вести статистику якутского кино? Мы ежегодно ведем и публикуем официальные данные о прокате российского и якутского кино. Информацию берем из официальных данных по продаже билетов ЕАИС, оператором которой является Фонд кино. Мы тесно сотрудничаем с Фондом и Министерством культуры РФ, и на основе их данных формируем годовую статистику. Эти показатели создают общую картину успехов якутской киноиндустрии. К сожалению, учитывая происхождение фильма «Карина», мы не сможем официально засчитать его в успехи наших фильмов, так как он будет числиться зарубежным. Мало того, основным показателем эффективности реализации национального проекта «Культура» является посещение отечественных мероприятий, и увы, тут наши показатели снижаются.
Тем не менее, мы очень рады выходу долгожданного фильма «Карина» на широкие экраны, рады успехам его проката в республике, восторгу зрителей, и надеемся на успешный российский и международный прокат. Ведь самое главное в фильме – это история, рассказанная авторами, фильм действительно вышел замечательным, тем более про такую взволновавшую всех жителей республики историю Карины. Я сам был непосредственым свидетелем поисков ребенка, служил в те годы спасателем поисково-спасательного отряда ГУ ППСС МЧС РС(Я). Весь наш отряд участвовал в операции. В те дни я обеспечивал снабжение и вел дежурство в Якутске, при этом весь город приходилось несколько суток прикрывать в одиночку со спасателем-водителем. Ездил на вертолетные облеты с руководством, доставлял снабжение. Весь отряд без сна и отдыха занимался поисками малышки. Действительно, было чудом найти Карину живой и невредимой.
Как никто другой, я был очень рад, когда Марианна взялась за этот проект. Мы много общались, и я рассказывал ей о тех событиях. Картину посмотрел еще зимой, мы оценили его потенциал как, безусловно, лидерский, фильм может стать абсолютным рекордом якутского кино в прокате. Я рад успехам Марианны. Являясь членом республиканской комиссии МКиДР РС(Я) по предоставлению средств для поддержки производства национальных фильмов, лично голосовал за поддержку проекта, как только Марианна подала заявку. Всем тогда хотелось, чтобы успех фильма стал республиканским достижением.
Получит ли Турция деньги от проката, я не знаю, все зависит от юридических отношений и договоров с правообладателями. Насколько мне известно, Марианна Сиэгэн зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя РФ. Надеюсь, режиссер (она же продюсер) не пострадает от своих действий и данный инфоповод, наоборот, положительно повлияет на сборы фильма, как случилось с картиной «Мастер и Маргарита».
- Какие фильмы якутских кинорежиссеров не смогли получить прокатное удостоверение? По какой причине?
- Действительно, у многих якутских картин есть систематическая проблема с несвоевременным получением ПУ или иногда даже его отсутствием: у фильма «Айта», у которого отозвали ПУ, у фильма «Кандидат», которому сначала вроде присвоили номер, но в итоге не опубликовали ПУ, фильм «Абасылаах хаус» до сих пор не имеет ПУ, были риски с фильмами «Схватка» и «Карина», но в последний момент им были присвоены номера.
Прокатные удостоверения выдает Минкультуры России, проверяя наличие в фильме сцен насилия, порнографии и прочего. Ведомство присваивает возрастное ограничение ленте. Без ПУ нельзя выпускать в публичный прокат фильмы на территории РФ. Также, без ПУ нет учета в системе ЕАИС, куда по закону должны поступать данные со всех реализованных билетов в кино, которые ведут учет эффективности реализации национального проекта. Нашим производителям стоит заблаговременно подавать заявку на получение прокатного удостоверения, чтобы не допускать нарушений.
- Почему Михалков решил напомнить про почти забытыю историю нашей «Айты»? Как считаете, он настроен против якутских фильмов в целом?
- Не думаю, что Михалков может быть негативно настроен по отношению ко всему якутскому кино. Он хорошо разбирается в фильмах, какие-то фильмы наши хвалил, они получали награды на ММКФ. Другое дело, мы своими действиями сегодня меняем по сути всю российскую киноиндустрию, может даже заходим на поле, которое традиционно находилось под контролем федералов. Якутский опыт, когда прокат тесно работает с производством, пора тиражировать на всю страну, в якутском кино существует живая экономика. Но почему он решил напомнить про «Айту», об этом его лучше спросить.
- Что нужно делать, чтобы феномен якутского кино в глазах российского зрителя оставался таковым? Как защитить новые фильмы от якутскихх режиссеров?
- Необходимо работать в правовом поле, бороться с видеопиратством, всесторонне поддерживать наших талантливых ребят, а режиссерам снимать доброе патриотичное кино для развития нашей республики и страны.
Публикации на эту тему:
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24