По Москве теперь можно проехаться на роботакси, которым управляет искусственный интеллект. Тестирование новой услуги проходит в районе Ясенево. Пока что заказать необычное такси можно в любой день с семи утра до часу ночи через приложение "Яндекс Go", если вы подали для этого заявку через сайт проекта. Впоследствии доступ будет расширен для всех жителей Ясенево, в приложении даже появится для этого специальная кнопка – можно будет предварительно выбрать место посадки и высадки, всего будет доступно около 40 таких точек.

Публичное тестирование роботакси в Москве станет новым этапом в развитии беспилотных технологий, первые шаги в этом направлении делались еще в 2018 году. С тех пор беспилотные автомобили "Яндекса" уже успели проехать более 24 миллионов км, а жители Иннополиса совершили более 60 тысяч поездок.

Согласно действующим законам, в машине должен присутствовать водитель-испытатель, который следит за тем, чтобы поездка проходила безопасно. При этом находиться в машине может только один пассажир, обязательно совершеннолетний. Без водителя такие машины пока могут ездить только в Иннополисе и "Сколково", в остальных случаях он все равно должен присутствовать в машине и контролировать ситуацию.

На сегодняшний день говорить об изменениях в законодательстве, которые позволят беспилотным автомобилям ездить без водителя или инженера-тестировщика повсеместно, пока рано, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

«На мой взгляд, заводить об этом речь можно будет только в 2025 году, когда к завершению подойдет экспериментальный правовой режим (ЭПР). Сегодня такой режим действует на территории отдельных регионов нашей страны. Он был введен в прошлом году и разрешил использовать беспилотные автомобили без водителя, а также перевозить на беспилотниках пассажиров и багаж. Уверен, что со временем беспилотники действительно смогут стать органичной частью городского пространства, однако пока что, учитывая тот факт, что технологии на основе ИИ все еще находятся на этапе развития и нуждаются в тщательном контроле со стороны человека, спешить с предложением новых законодательных норм не стоит», - сказал он.

Прежде нужно подготовиться к этому шагу и обеспечить все условия безопасности россиян – как сидящих в машине, так и пешеходов -, определить кто и какую ответственность будет нести в случае ДТП, добавил Немкин. «По истечении сроков ЭПР будет принято решение о возможном введении действовавших в этот период норм на постоянной основе или же отказе от них и доработке регулирования этой области. А пока у нас есть время приглядеть к новым технологиям внимательнее, первые шаги «Яндекса» в этом направлении как раз позволяют уже на практике оценивать навыки ИИ в управлении автомобилем. Сделать какие-либо выводы мы сможем только спустя время», - подчеркнул он.

Тем не менее, по словам парламентария, даже к тому моменту, когда испытатели будут готовы выпустить полностью автономные беспилотные транспортные средства на дороги, в них все равно всегда должна присутствовать функция отключения автопилота и перевода машины в ручное управление. «Удаленный доступ к ней должны иметь и операторы таких транспортных средств на случай сбоев в системах и так далее. Кроме того, следить за техническим состоянием таких автомобилей также нужно будет особенно внимательно, так как водителя, который может оперативно среагировать на проблему, на месте не будет. На мой взгляд, в будущем законодательстве о беспилотных автомобилях это обязательно должно быть прописано», - заключил он.

Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина