Поисковые экспедиции проводились в Якутии с 1933 года – исследовали реку Буотама, среднее течение реки Лена. Академик Российской академии наук Валерий Крюков отметил, что в 1930-е годы считалось, что в древнейших породах кембрийского типа нефтяных отложений нет.

«Одним из наставников Василия Сенюкова, выходца из Республики Коми, был профессор Иван Михайлович Губкин, чьим именем сейчас назван университет нефти и газа. В одной из экспедиций Василий Михайлович получил данные о том, что в Якутии имеются проявления нефти, которые относятся к древнейшим породам кембрийского типа. Он убедил Губкина поддержать экспедицию – тот с большим скепсисом дал добро, и Сенюков решил попытать геологического счастья», – рассказал Валерий Крюков.

Василий Сенюков в 1937 году отправился проверить переданные ему данные, причем благодаря случаю – пароход, на который должен был попасть, задержался. Проводником геолога выступил охотник Алексей Григорьев, нашедший «горячие», необычно пахнущие камни. В октябре 1937 года в результате бурения на реке Туолба в 130 км от устья впадения в реку Лена с глубины 372 метра была добыта первая кембрийская нефть.

Валерий Крюков отмечает, в науке нет теорий и данных, которые даются раз и навсегда – и пример Василия Сенюкова и многих других геологов это доказывает.

«Малоизвестно, что в городе Тикси в довоенные и военные годы работал нефтеперерабатывающий завод. Он получал жидкое топливо из богхедов – это типы сланцев, которые образуются за счет органического вещества водорослей в тех морях и океанах, которые были десятки-сотни миллионов лет назад», – рассказал ученый.

Заместитель ректора СВФУ по вопросам устойчивого развития арктических территорий Юрий Данилов сообщил, что идея создания фильма пришла во время экспедиции Русского географического общества. Сотрудники Музея письменности СВФУ изучали местность Суруктаах Хайа с целью цифровизации памятника наскальной письменности.

Медиацентр СВФУ