- Расскажите, пожалуйста, о реакции местного населения на лекции?
- На публичных лекциях население реагирует живо. Стараюсь вызвать к беседе, послушать мысли и мнение слушателей по тому или иному вопросу. Акцент делаю не только на исторические факты, описанные в учебниках, интернет ресурсах - но на факты, явления, с которыми люди сталкиваются каждый день. Поэтому слушатели реагируют живо.
- Случается ли, что во время ваших путешествий местное население рассказывает вам что-то новое и интересное об основателях?
- Да, в каждом улусе свое видение истории. Каждый улус задает вопрос про историческую личность который был современником Аммосова, Барахова, Ойунского.
- В целом есть ли у местных жителей интерес к такого рода мероприятиям?
- Интерес определенно есть. Людям хочется, чтобы им объяснили процессы современности на словах, буквально на пальцах. По-якутски если сказать «атах тэпсэн олорон кэпсэтиэхтэрин ба5араллар» вот этого не хватает людям. Мы с вами живем в информационном мире - где люди сходят с ума от ее изобилия. Очень важны живые беседы, разговоры по истории, философии и культуре. О будущем, прошлом, настоящем.
- Интересные факты/события во время лекций?
- Фактов много, но как исследователь современной культуры удивительным образом открыл для себя как архетипы якутской культуры живут в совсем маленьких детях. Что меня порадовало - значит культура саха живет и сохранится еще в будущем.
Также был случай, который мне очень запомнился, когда мы находились в Нюрбинском улусе «ҮЧҮГЭЙ КИҺИ ДЬОЛЛООХ»:
Ньурбаларга кэлэммин ыйытабын:
Дьоллоох киһи диэн хайдах киһиний? Улахан а5ам саастаах дьон толкуйга түстэ, сүүстэрэ сирэйдэрэ кытаатта. Арай инники эрээккэ көһөн кэлбит 2 кылааска тахсыбыт Ньургун диэн уол чэпчэки баҕайытык төбөтүнэн эргичиҥнии эргичиҥнии:
Үчүгэй киһи дьоллоох буолар, - диэтэ, хараҕынан чылап чылап гынна. Уонна бэйэтэ туох диэн дириҥ ис хоһоонноох, киэҥ өйдөбүллээх этиини эппитин сэрэйбэккэ хаалла. Онтон аһара баран ыйытабын өссө, санаалара төбөлөрө сойо иликтэринэ:
Оччоҕуна үчүгэй киһи диэн хайдах киһиний?
ону Ньургун аттыгар олорор уол:Дьоллоох киһи - уһун олохтоох киһи, - диэбитигэр заалга олорор дьон ытыстарын таһыналлар, кыра 7-8 саастаах Ньурба кэскил кэнчээри уолаттарын хайҕыы үөрдүлэр мичээрдээтилэр.
Маннык Ньурба улууһугар бэркэ ааста лекциям. Кэпсэтии түмүгэр Ньурбалары санааҕа түһэрэн ыыттым: «Саха туох үчүгэйдээҕий?» - рассказал в своих социальных сетях Айтал Яковлев.
Пресс-центр 100-летия ЯАССР