Такой крутой поворот может в корне изменить ситуацию, которая на сегодняшний день уже успела обернуться уголовным делом против одного из руководителей якутского минздрава, а также обеспечительными мерами в отношении компании-поставщика в виде ареста счетов на почти полмиллиарда рублей. Три инстанции арбитражного суда одна за другой подтвердили законность тех самых действий Минздрава, которые были сначала опротестованы УФАС, а затем стали поводом для возбуждения уголовного дела.
История вокруг Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) начала раскручиваться в полную силу в сентябре прошлого года, когда по подозрению в превышении должностных полномочий был задержан первый замглавы ведомства Роман Савин. Чиновника подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями при заключении контракта на закупку кислородных станций у московской компании ООО «Диомед».
Однако корнями эта история уходит в год 2021, когда в самом разгаре была пандемия COVID-19. Как отмечено в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутии), в октябре позапрошлого года в условиях действия режима повышенной готовности Министерство здравоохранения республики начало процедуру закупки кислородных концентраторов для якутских больниц. Ведомство запросило у поставщиков ценовую информацию и получило ответы от целого ряда компаний по всей стране. На базе полученных ответов была сформирована итоговая цена, а правительство Республики Саха (Якутия) издало распоряжение за подписью Андрея Тарасенко о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда субъекта федерации на приобретение кислородного оборудования в размере 620 898 тысяч рублей.
Уже после этого в адрес министерства пришли ещё два коммерческих предложения, как ни странно, с одинаковой ценой в 588 750 тысяч рублей. Одно из них – от компании «Эвелина» из Якутска. Однако производитель оборудования в ответ на запрос министерства сообщил, что контактов с такой компанией не имеет, как не имеет и никаких данных о наличии у общества лицензий и штата квалифицированных сотрудников. Кроме того, производитель поставил под сомнение и реалистичность сроков поставки, указанных в предложении ООО "Эвелина».
Что касается второй компании, давшей цену в 588 750 тысяч рублей, то, по данным производителя кислородных систем, она может осуществлять поставку необходимой техники и пуско-наладочные работы, однако в её предложении содержится дополнительное оборудование, которое может создать проблемы в системе кислородных трубопроводов больниц. От этого дополнительного оборудования производитель рекомендовал республиканскому Минздраву отказаться.
ООО «Диомед» при этом предложило ведомству наиболее комфортные условия по гарантийному обслуживанию и сервису. В частности, в цену контракта московская компания включила, помимо стандартного года гарантийного обслуживания, ещё два года дополнительной гарантии. В случае с кислородными концентраторами, как и с другими видами тяжёлого медицинского оборудования (магнитно-резонансными и компьютерными томографами, рентген-аппаратами и т.п.), амортизация составляет в среднем 10 процентов в год, и это без учёта эксплуатации в экстремальных климатических условиях. Соответственно год дополнительной гарантии стандартно оценивается примерно в одну десятую от стоимости техники, а в данном случае, принимая во внимание якутский климат, дороже. Таким образом, ценовое предложение «Диомеда», хоть и не было формально самым дешёвым, фактически являлось максимально выгодным.
В итоге минздрав заключил контракт с ООО «Диомед» как с единственным поставщиком, что допустимо в чрезвычайных обстоятельствах. Правомерность этого решения подтвердил и суд, сославшись на разъяснения Верховного суда РФ, который отнёс распространение новой коронавирусной инфекции к обстоятельствам непреодолимой силы, а также на аналогичные выводы самой Федеральной антимонопольной службы.
Итогом судебного процесса в первой инстанции, который завершился в июне 2022 года, стало удовлетворение иска республиканского Минздрава об отмене решения УФАС Республики Саха (Якутия), которым заключение контракта между ведомством и ООО «Диомед» было признано незаконным.
УФАС Якутии с решением не согласилось и обжаловало его в вышестоящей инстанции. Однако в сентябре прошлого года Четвёртый арбитражный апелляционный суд тоже встал на сторону Минздрава, оставив решение якутского арбитража без изменений, а апелляционную жалобу УФАС без удовлетворения.
Устояло решение и следующей инстанции – Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа, который в январе 2023 года также оставил жалобу якутских антимонопольщиков без удовлетворения.
Между тем, первый заместитель министра здравоохранения Якутии Роман Савин, подписавший злополучный контракт, продолжает находиться под домашним арестом. Ему грозит до десяти лет лишения свободы. Деятельность компании-контрагента ООО «Диомед» из-за уголовного дела фактически блокирована, поскольку в отношении предприятия действуют три судебных постановления об аресте денежных средств на общую сумму в 450 миллионов рублей. При том, что заявленный следствием ущерб составляет 151 миллион рублей.
В последнее время всё чаще по поводу этой истории звучат мнения о «заказе» со стороны бизнес-структур, заинтересованных в бюджетных контрактах. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что причиной активности УФАС стало заявление ООО «Эвелина» – того самого, которое также претендовало на контракт с Минздравом.
Что касается самой компании «Эвелина», она даже на первый взгляд выглядит несколько странно. Общество, заявляющее права на выполнение госзаказа почти на 600 миллионов рублей, имеет в штате единственного сотрудника – генерального директора, а вот опыта исполнения госконтрактов на сумму более 25 миллионов рублей в бэкграунде компании нет. Тем не менее, с подачи этой организации заваривается нешуточная каша, которую Правительство Якутии, правоохранительные и судебные инстанции, а также вовлечённые в скандал коммерческие структуры, расхлёбывают уже больше года.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24