Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой. Напомним, в 2015 году Якутск уже стал одной из первой площадок стартовавшего форума.
Задача форума – выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах. «В зоне особого внимания должна быть поддержка инициатив граждан в малых городах и отдельных населенных пунктах, отдаленных районах», - отметил Президент России во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме.
Так, тематике отдаленных районов и населенных пунктов была посвящена площадка форума «Близкий Дальний Восток: как обеспечить транспортную доступность восточных регионов России?», в рамках которой обсуждали влияние на качество жизни населения наличия транспортной инфраструктуры.
«Чтобы реализовать промышленный и человеческий потенциалы в отдаленных и труднодоступных регионах России, необходимо обеспечить связанность всей этой территории – транспортную доступность. В том числе речь идет и о креативных индустриях, вектор развития которого принят в Якутии. Чтобы люди могли иметь максимально быстрый доступ в необходимую точку.
И положительная динамика на сегодня есть, стоит только посмотреть на карту авиаперелетов. Появляются различные межрегиональные перелеты, увеличивается количество прямых перелетов, в том числе и между регионами Дальнего Востока и Сибирью. Да, билеты довольно дорогие, особенно внутри Дальнего Востока, самой Якутии. Но несколькими годами ранее этого практически не было, Якутия вообще оставалась по сути отрезанной на определенные промежутки времени. Сейчас же есть перспектива строительства различных мостов, в том числе через Вилюй, Алдан и, конечно же, известный всем проект Ленского моста. Поэтому потенциал для улучшений более, чем огромный, в скором времени мы сможем обеспечить связанность всех территорий России», - сказал Андрей Максимов, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре.
Транспортная доступность Якутии
С темой транспортной доступности Республики Саха (Якутия) выступил Анатолий Потапов, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС(Я).
На Дальнем Востоке сосредоточены большие запасы полезных ископаемых, а Якутия, в частности, входит в список геопотенциальных регионов. Поэтому обеспечение транспортной доступности республики является одним из приоритетных направлений, с которым связано дальнейшее развитие региона. Речь идет не только о Ленском мосте, но и автомобильных и железных дорогах, авиасообщении, водном транспорте.
«Благодаря национальному проекту “Безопасные качественные дороги” Якутия вышла на рекордные объемы строительства и ввода автомобильных дорог. Ежегодно сдается в эксплуатацию не менее 500 км. дорог. Таким образом, Якутия занимает второе место на Дальнем Востоке по укладке дорожного покрытия. Например, сегодня уже завершено асфальтирование автодороги “Колыма” на участке Нижний Бестях – Чурапча. Помимо дорог это установка дорожных знаков, ограждений, разметок. Региональные дороги вводятся в эксплуатацию ежегодно, тогда как прежде они строились десятилетиями. В том числе, это одна из крупнейших работ – капитальный ремонт проспекта Ленина г. Якутска, который будет сдан в октябре. Такой колоссальной работы в Якутии прежде не было.
Также дан старт ключевому объекту – строительство мостового перехода через реку Лена, который свяжется с трассами Вилюй и Колыма. Этот проект включен в пятилетний план развития РФ. Далее транспортная сеть Якутии будет развиваться со строительством мостов на других крупных реках республики. Так, мост через реку Марха стал первым из каскада мостов через реку Вилюй, также будет построен мост в Ленском районе», - рассказал Анатолий Потапов.
В части доступности авиасообщений в Якутии с 2019 года производится масштабная реконструкция зданий аэропортов и взлетно-посадочных полос. По межрегиональным перелетам Дальневосточной авиакомпании у нас сегодня представлено 18 маршрутов, против пяти до появления единого оператора. Появилось субсидирование авиаперелетов из арктических районов, в перевозке гуманитарных грузов участвует малая авиация.
Как отметил Потапов, работа по транспортной доступности региона проводится по всем направлениям, в том числе приводится в порядок работа паромных переправ. Увеличивается количество водного пассажирского транспорта, субсидирование проездов. Расширяется количество социально значимых маршрутов, в связи с чем появляется потребность в обновлении флота. Еще одним из знаковых проектов является строительство Жатайской судоверфи, судостроительный завод сможет ежегодно сдавать в эксплуатацию до 10 судов разного типа.
Путь на Магадан
О создании нового железнодорожного транспортного коридора «Нижний Бестях – Магадан», который откроет Якутии путь к морским портам, рассказал Алексей Местников, заместитель генерального директора АК «Железные дороги Якутии».
«В Якутии имеется большое количество полезных ископаемых, в связи с чем есть потребность в их транспортировке, в том числе к морским портам, в том числе на Магадане. В этой части мы видим дальнейшее развитие нашей компании. Железные дороги смогут повысить привлекательность республиканских инвестиционных проектов.
Но это лишь одна часть, ведь железные дороги участвуют в северном завозе. Дальнейшее строительство железных дорог откроет новые пути для пассажирских перевозок. А реализация проекта пограничного перехода между Россией и Китаем, который включает в себя строительство железных дорог, позволит значительно увеличить существующий объем грузооборота. А это новые рабочие места, доступность товаров, рост качества жизни», - отметил Алексей Местников.
Мост через Лену
В феврале 2020 года между Республикой Саха (Якутия) и консорциумом группы ВИС и ПАО Сбербанк было подписано концессионное соглашение о строительстве мостового перехода через реку Лена в районе г. Якутска. Проект реализуется в соответствии с поручениями Президента РФ В.В. Путина. Строительство объекта планируется завершить до 2028 года, эксплуатация по концессионному соглашению составит 19 лет – до 2046 года.
Как сообщил Артем Артемьев, генеральный директор ГКУ РС(Я) «Дирекция строительства Ленского моста», мостовой переход будет платный для грузовых автомобилей, а общий трафик, включая легковые автомобили, в первый год эксплуатации планируется в количестве 5,3 тыс. автомобилей в сутки.
«В период с 2021 по 2022 годы завершены работы первого этапа «Подготовка территории строительства» по левому берегу в том числе: переустройство сетей электроснабжения, оптико-волоконной связи и сетей газоснабжения, отсыпана часть технологической площадки №1 на левом берегу под вахтовый поселок (14% от проектного объема). С декабря 2022 года начаты строительно-монтажные работы первого этапа на правом берегу. До конца текущего года планируется завершить работы на правом берегу по переустройству сетей электроснабжения и связи.
По второму этапу основные технические решения согласованы на заседаниях научно-технического совета Росавтодор, проведенных 28 января и 19 марта 2021 года, по результатам которых наиболее оптимальным признан автодорожный внеклассный трех пилонный вантовый мост с пролетными строениями по 840 метров, в целях сокращения количества опор в русле реки Лены и минимизации влияния мостового перехода на заторообразование.
На данный момент проектная документация проходит государственную экспертизу с предельной стоимостью строительства всего объекта в объеме 129,5 млрд. рублей с НДС. Получение заключение мы планируем до конца августа. Сегодня в федеральном бюджете предусмотрены средства, согласно Пятилетнего плана дорожной деятельности страны, начиная с 2025 года. Решение о структуре и необходимом объеме федерального финансирования будет решено по результатам утверждения окончательной стоимости строительства государственной экспертизой», - сообщил генеральный директор «Дирекции строительства Ленского моста».
В качестве эффекта от ввода Ленского моста Артемьев привел повышение транспортной доступности для населения региона почти в четыре раза – с 21% до 87%. Ежегодный прирост валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) составит 2,5-3%. Повышение транспортной доступности региона обеспечит снижение на 4,7 млрд рублей бюджетных затрат на «северный завоз» ежегодно, и в целом даст мультипликативный эффект в развитии смежных отраслей экономики.
Напомним, Ленский мост входит в транспортный коридор Северного широтного пояса и позволит соединить пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока – это более четверти всей территории России – свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Это создаст условия для вовлечения в хозяйственный оборот колоссальных пространств с ресурсами глобального значения. Разведанные запасы ресурсных проектов в зоне тяготения к данной магистрали в разы превышают объем ВВП Российской Федерации.
Андрей ШИЛОВ
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24