По словам Николая Сергеевича, целей поездки было несколько. Во-первых – оценить состояние археологических памятников в Усть-Майском районе, а это знаменитые стоянки Усть-Мильская и Белькачи, Дюктайская пещера, давшие начало и название целым археологическим культурам.
Во-вторых, по договоренности с директором Петропавловской средней школы Винокуровой Альбиной Михайловной, в поездку отправились и учащиеся старших классов.
«Задача была посмотреть памятники, познакомить с ними школьников, рассказать историю их открытия, то, как они повлияли на развитие археологической науки Якутии и всего мира. Для нас же важно было оценить современное состояние стоянок древних людей и возможность их дальнейшего изучения. Ведь Усть-Майский район это такая сокровищница, в которой сосредоточены до 70% всех археологических находок Якутии. Тем более, что со времени их открытия археологами Юрием Мочановым и Светланой Федосеевой, прошло почти 60 лет, за это время археологическое знание во многом изменилось», - говорит Николай Кирьянов.
Ещё одной целью поездки было понять – как эти археологические памятники использовать в качестве туристических объектов. Это объекты федерального значения, но по факту они находятся в заброшенном состоянии. Ими никто не занимается – местные власти не знают, что с ними делать, а из Якутска это практически невозможно.
Поэтому в АНИЦ решили разработать туристическую программу, чтобы, во-первых, привлечь внимание к памятникам археологии, а, во-вторых, контролировать их сохранность, проводить там исследования, частично привлекая к работам местных жителей и туристов.
В плане сделать туристический маршрут по Алдану, поскольку эта река сама по себе красива, на ней много мест для отдыха, и она изобилует стоянками древних людей. А если еще и этнографически такие места насытить, получится интересная туристическая поездка. При этом возможно организовывать даже туры выходного дня, потому что дорога от Якутска до Усть-Маи недавно стала круглогодичной, поездка составляет шесть часов.
«Представьте – преодолев относительно небольшое расстояние, вы можете попасть в место древнейшей истории человечества! Тем более, что Белькачинскую и Дюктайскую культуры связывают, например, с заселением американского континента», - поделился Николай Сергеевич.
Поездка эта носила еще и просветительский характер. Дело в том, что в АНИЦ постоянно пишут учителя истории, географии с просьбой помочь в организации школьных археологических отрядов. Но это сложно, поскольку даже профессиональные археологи не всегда могут получить т.н. открытый лист и начать раскопки. При этом, отмечает Кирьянов, большинство археологических памятников Якутии раскапывали именно школьники.
«То есть у нас совпадают интересы и можно привлечь ребят, создать какую-то организацию, направить ее действия в общее русло», - говорит он.
Второй момент – нехватка археологических кадров. Ведь, чтобы воспитать археолога, нужно как минимум 10 лет. И поэтому начинать их поиск надо уже сейчас, пробуждать интерес в детях.
«В поездке участвовала 11-классница Петропавловской школы Анжелика Коротова, всерьёз увлеченная археологией. Это было видно и по общению, и по тому, как она находила подъёмный материал. Поэтому я договорился, чтобы она приехала, поработала на раскопках в Якутске (на месте бывшей городской бани – ред.)», - рассказал директор Музея археологии.
С другой стороны – есть учителя-энтузиасты, которые сталкиваются с отсутствием методологической поддержки. И по совету директора АНИЦ Юрия Шипицына, Николай Кирьянов решил на августовском педагогическом совещании обратиться к учителям с предложением. Причем прозвучит оно во время пешей экскурсии по городу, посвященной археологии Якутска.
Археологи готовы для заинтересованных педагогов организовать что-то вроде курсов повышения квалификации, а еще проводить школьную конференцию по археологии. Её организацией Молодежная археологическая ассоциация, которую возглавляет лаборант-исследователь АНИЦ РС (Я) Валерий Охлопков. Конференция нужна потому, что, например, в популярной программе «Шаг в будущее» работы по археологии рассматриваются в одной секции с историей, геологией и комиссии трудно ранжировать доклады учащихся на совершенно разные темы.
«Думаем в декабре провести пробную школьную конференцию в онлайн-формате, познакомиться. Кстати, есть всероссийская школьная конференция по археологии, правда, ей всего три года. Так же мы сделаем отдельную секцию для педагогов, которые поделятся своим опытом организации школьных отрядов. А победителей делегируем на Всероссийскую конференцию и, если чей-то доклад будет действительно ценным, мы вместе с педагогом и его учеником подготовим на основании него научную публикацию. Тогда школьники будут ясно понимать, во-первых, что это за наука – археология, а, во-вторых – как в ней можно построить карьеру, какие для этого есть механизмы. А мы будем видеть успешных ребят и обучать их, готовить к археологической деятельности, пополняя тем самым ряды археологов республики», - подытожил Николай Кирьянов.
Пресс-служба АНИЦ
Фото: Николай Кирьянов и группа школьников у входа в знаменитую Дюктайскую пещеру