Алтарная часть храма

История старообрядчества в Якутии имеет глубокие корни, поскольку языческая Якутская окраина приняла древнеправославную веру еще до раскола русской церкви.

Вот мы съездили в рамках проекта «Якутия многонациональная, Якутия многоконфессиональная» к старообрядцам и подивились, да пораспрашивали Петра Федоровича Бутковского – председателя старообрядческой общины Якутска.

Петр Федорович Бутковский

- А что рассказывать? Обыкновенная церковь старообрядческая, которая не переставала существовать после раскола, - начинает рассказ Пётр Фёдорович.

– Религиозная скрепа нарушена расколом, людей убивали за веру, но староверы, чем больше их казнили, тем они крепче держали веру, убегали в леса. До сих в лесу живет Агафья Лыкова. При Николае Втором немного закончились гонения, начали строить церкви, институт, - продолжает рассказ председатель. Кажется, он может глубоко уйти в тему раскола и общей истории, поэтому я спрашиваю его о Якутии:

Дьяконов, Бутковский, Айсен Дойду

- Пётр Фёдорович, сколько у вас прихожан в Якутии?

- У нас церковь-то всего одна в Якутске, и в Павловске осталась знаменитая часовня купца Кушнарева. А в деревнях по одному, по два переписываются. А когда Митрополит спросил у Епископа сколько у вас исповедников, он сказал 987. Это те, которые на исповедь приходят, а таких, кто просто заходит – мы их «захожане» называем – их никто не считал, их много.

Алтарь

- А у вас молодежь есть?

- Дети-то куда деваются? Всех крестим. Есть, которые приходят, но их не так много. И потом уезжают, вот в чем вопрос. Когда мы построили церковь, тут стоять негде было, народу полно было. При Егоре Борисове какие-то начались настроения, народ стал разъезжаться. Много уехало. Но сейчас потихоньку поворачиваются обратно.

Спас нерукотворный

Сцены гонений старообрядцев

- На большие праздники свыше 100-120, до 300 доходит. А вот сегодня, например, 11 человек приходили - праздники. А так в среднем человек двадцать. Своего священника в старообрядческой церкви Якутска нет, он приезжает четыре раза в год из Красноярска.

икона

- А где в России больше всего старообрядцев?

- А сейчас трудно сказать. В Москве 5 церквей. Очень помог Путин, когда он провел нашего Митрополита в члены Президентского Совета. Он помог вернуть нам церкви, которые при Никоне были отторгнуты от нас. И сейчас староверы есть во Владивостоке, Мурманске, Китае, Уганде.

10

Айсен Дойду с Бутковским

14

- А коренные жители – якуты, эвенки у вас есть прихожане?

- Полно! В Павловске у нас Дмитрий Семенович был руководителем древнеправославного музея, сейчас Авелева Анна. Именно якуты помогли восстановить Кушнаревскую церковь. В Павловске церковь была. По Олекминской линии, особенно по реке Лене много одиноких старообрядческих поселений. 

15

16

В Павловске захоронен епископ Мефодий, а в церкви на Василия Манчаары находится частичка его мощей. Что интересно на территории Якутии — это единственное захоронение религиозного сановника такого высокого статуса. О легендарном епископе читайте подробнее ниже.

Из книги «Народы Якутии в составе Российского государства / Д.С. Тимофеев, З.Е. Тимофеева; Якутск, 2017» 

Мефодий — епископ Михаил Екимов

В ведения Мефодия (епископа Михаила Екимова) входили все сибирские губернии, а также и Якутская. За свою старообрядческую церковную деятельность в Сибири он находился под неусыпным контролем властей. Из архивного дела № 2319 от 4 апреля 1896 года канцелярии Иркутской губернии стало известно, что «переехавший из Томской губернии в Киренский округ, а затем на постоянное жительство в г. Иркутск, раскольнический лжеепископ Мефодий в конце сентября 1895 года прибыл в село Куйтун Верхнеудинского округа и около трех недель совершал архиерейские служения. Поставил в лжесвященники крестьянина Кутуйского селения Акиндина Борисова. Возбуждал местных раскольников против православных миссионеров». Это сообщение тайного советник Победоносцева в канцелярию Иркутской губернии с просьбой принять меры в защиту православных от «вредных влияний» епископа Мефодия.

Михаила Екимова лишают всех прав и состояний, ссылают в Мухтуйское общество Киренского округа. В мае месяце следующего года епископ Мефодий, предварительно возбудив ходатайство перед губернским управлением о месте проживания в Уральском обществе, из места предписания самовольно уехал и поселился в с. Усольское Иркутского округа. Имел билет найма на железнодорожные работы.

В то же время Губернским Управлением от Преосвященного Тихона, архиепископа Иркутского и Верхнеленского и от Духовной консистории были получены сведения о том, что ссыльный Екимов под именем Мефодий совершает разъезды по Иркутской губернии и забайкальской области, возя с собой походную церковь и проводя богослужения по обрядам австрийского раскольничьего толка.

15 декабря 1895 года иркутским губернатором предложено иркутскому исправнику произвести строгое дознание в преступных действиях Екимова, арестовать его и заключить в Александровскую пересыльную тюрьму для отправки на место причисления, а именно в Мухтуйское сельское общество. Однако в это время Михаил Екимов из с. Усольское скрылся. Только 19 июля 1896 года он был арестован в г. Иркутске. Во время ареста при нем были найдены принадлежности раскольничьего богослужения. 9 апреля 1897 года Иркутский губернский суд на основании ст. 442 определил отправить Михаила Екимова с приленской арестантской партией в Якутск. По рекомендации генерал-губернатора Горемыкина, его местом жительства было определено Амгинское или Усть-Майское селение. 6 июня 1897 года 73-летнего старика Михаила Екимова высылают в Якутскую область 20-м списочным номером вместе с партией ссыльных. По Лене-реке плыли на барже Акепсима Кушнарева. 28 июля 1897 года М. Екимов прибыл в Якутск. 30 июля того же года, прибывшему в Якутск иркутскому генерал-губернатору Горемыкину Михаил Екимов, написал прошение, в котором старообрядческий епископ Мефодий, ссылаясь на преклонный возраст и состояние здоровья, просил поселить его в селе Павловске среди единоверцев. Но его под конвоем отправили в г. Вилюйск. По дороге он заболел. 16 августа Мефодий прибыл с казаками в Вилюйск. Таким образом, Михаил Екимов вместо удовлетворения своей просьбы получил еще более суровые условия ссылки.

По данным заседателя Вилюйского округа П.А. Квасникова, епископ Мефодий жил в юрте якута Бубякина, что около магазина Харитонова, жаловался на ухудшение состояния здоровья. В начале 1898 года он окончательно слег и через полтора месяца отдал богу душу. Похоронили его в городе Вилюйске на старом кладбище, которое находилось около нового собора. После смерти имущество епископа Мефодия было описано земским заседателем 11 мая 1898 года. Вместе с наличными деньгами в сумме 305 рублей его имущество было оценено на 328 рублей 60 копеек, а также найдены письма из Якутска от Кушнаревых.

22 февраля 1901 года Вилюйское окружное полицейское управление отправило в Якутское областное правление донесение об открытии наследства ссыльнопоселенца М. Екимова. Имеется определение мирового судьи Вилюйского округа от 10 декабря 1900 года. Есть отметка, что Екимов «прибыл в Сибирь один, и ни детей, ни жены у него нет». 19 марта 1901 года Якутское областное правление приказало отослать названную сумму в Якутское уездное казначейство для зачисления в экономический поселенческий капитал.

Своим донесением от 25 июня 1901 года Вилюйское окружное полицейское управление уведомило, что деньги, вырученные от продажи имущества после смерти ссыльнопоселенца Михаила Екимова в сумме 23 рубля 32 копейки, отосланы в Якутское уездное казначейство. Вещи, принадлежащие Михаилу Екимову и относящиеся к раскольническому богослужению, были взяты на хранение в церковную кладовую. Павловчане-староверы, узнав об отказе на просьбу епископа Мефодия у иркутского генерала-губернатора Горемыкина в поселении в с. Павловске, после смерти епископа решили перевезти труп и перезахоронить на старообрядческом кладбище с. Павловска.

29 мая 1908 года крестьянин с. Павловска Петр Иванович Кушнарев подал прошение Якутскому губернатору о разрешении перевезти тело умершего старообрядческого епископа Мефодия в с. Павловск и в тот же день получил разрешение. Тело Мефодия было вырыто по акту из могилы 29 июня 1908 года в присутствии Вилюйского исправника, павловского крестьянина П.И. Кушнарева и первого участкового врача Вилюйского округа М. Гельменга. 30 июня гроб с прахом, помещенным в металлический ящик, вывезен из Вилюйска на пароходе «Громов». Пароход прибыл в с. Павловск 8 июля 1908 года. Епископа Мефодия — Михаила Екимова похоронили во второй раз.

Это произошло на старообрядческом кладбище в присутствии единоверующих православных русских крестьян без молитвы. По церковному обряду молебен покойнику должен оглашать вышестоящий по церковному чину, в крайнем случае равный по чину, епископ. Поэтому крест на могилу не поставили. Положили только надгробный камень с надписью на латинице.

В 1930 году Советская власть официально запретила деятельность православной старообрядческой церкви. Церковь переоборудовали под сельский клуб. Русские крестьяне-павловчане из-за отсутствия церкви молились в сторону старообрядческого кладбища и просили у епископа Мефодия прощения, а у Господа бога благополучия в их земной жизни. Все церковные даты отмечали в Кушнаревском склепе-часовне на старообрядческом кладбище.

Я, как глава (прим. Дмитрий Семенович Тимофеев) администрации Нерюктяйского наслега с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), с 1993—1999 годы, по долгу административной деятельности и как председатель русских старожилов с. Павловск, организовывал похороны по обряду, в том числе православных русских старообрядцев. В те годы мои мысли возвращались к далекому прошлому. Я несколько раз искал могилу епископа Мефодия — Михаила Екимова. Наконец, на старообрядческом кладбище с. Павловска обнаружил неизвестный камень, почистил и сфотографировал его. В 1997 году фотографию выслал в г. Новосибирск для уточнения. В 1998 в газете «Русь православная» №1 (29) в рубрике «Памятные даты грядущего года» появилась заметка: «Епископ Мефодий (Михаил Екимов; умер в 1898) — 100 лет со дня смерти, епископ приморский, томский. В его ведение входили все сибирские губернии, в том числе и Якутская. Арестован в Иркутске, сослан в Вилюйск, где скончался и похоронен в 1908 году. Его мощи были обретены нетленными и перевезены в Павловск».

19jpg

17 авг"ста 1998 года в с. Павловск приехали владыка Сибири епископ Силуан, церковнослужащие русской православной старообрядческой веры братья В.Ф. и П.Ф. Бутковские. Они объяснили, что цель визита — опознание места захоронения епископа Мефодия. Попросили разрешения раскопать могилу. Я разрешил произвести вскрытие могилы по акту. Предусмотрев меры эпидемиологической безопасности, начали раскопки. Убедившись в подлинности надгробного камня, отодвинув его, продолжили раскопки. Все присутствующие находились в напряженном состоянии. Мной овладели сомнения и я подумал, что этот надгробный камень без креста может быть местом клада купцов Кушнаревых (в 1986 году во дворе П.И. Кушнарева, двоюродного брата купца А.М. Кушнарева, были найдены кладовые золотых и серебряных монет) или захоронения другого человека. Вдруг на глубине 150—160 см железная лопата могильщика ударилась о какой-то железный предмет. Могильщик сообщил: «Нашел угол железного ящика». Кто-то тихо воскликнул: кладовая? Стоявшие у могилы оживились. Могильщик продолжал выкидывать землю наружу. Металлическая лопата скоблила землю с железной поверхности зарытого ящика. В этот момент я вспомнил из далекого и близкого для меня детства рассказ седого, доброго старообрядца-павловчанина Видентия Борисова: «Какого-то старовера привезли в железном гробу на пароходе и похоронили на кладбище». Постоянно во время полевых и сенокосных работ все староверы молились, оборачиваясь лицом к часовне кладбища староверов за упокой души Мефодия. Мои сомнения прояснились, я уверенно и спокойно сказал: «Это железный гроб Мефодия». По церковным приметам владыка Силуан опознал епископа Мефодия — Михаила Екимова (Акт вскрытия могилы от 17 августа 1998). Через 100 лет после смерти Михаила Екимова служители церкви впервые исполнили погребальный молебен по умершему. В завершение владыка Силуан попросил у Господа Бога прощения за столь позднее беспокойство умершего.

После исполнения церковного ритуала епископа Мефодия похоронили третий раз. Надгробный камень с надписью поставили на прежнее место. На обратном пути с кладбища епископ Силуан освятил фундамент установленных свай строящейся павловской школы (см. фото). После опознания места захоронения Мефодия — Михаила Екимова с 1998 года Владыка Силуан несет службу на павловском старообрядческом кладбище. Отпевает молебен за упокой души умершего Михаила Екимова и всех других, захороненных на кладбище древнерусской христианской православной веры.

Старообрядческая часовня Рождества Богородицы Кушнаревская

Старообрядческая часовня Рождества Богородицы (известная как Кушнаревская)

В 2000 году специальная комиссия повторно удостоверила захоронение Мефодия — Михаила Екимова, епископа Сибири, на кладбище староверов в якутском с. Павловске. На могиле Мефодия установили православный христианский крест, оформили постамент надгробного камня.

По настоятельной просьбе владыки, епископа Всея Сибири Силуана добытый мною (авт.) архивный материал с фотографией епископа Мефодия был передан ему в 2001 году. Документы о Мефодии отослали в Древнеправославный Иркутско-Амурский архив РПСУ. На основании этих материалов иереем Елисеем Елисеевым сделан доклад на VI Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва, 2003). Принято итоговое решение о причислении исповедника Мефодия — Михаила Екимова, епископа Сибирского к лику местночтимых святых. Созданы первые его иконы, которые помещены в настенный церковный календарь Дальневосточной епархии за 2006 год.

Мощи епископа Мефодия в храме Петра и Павла в Якутске

Мощи епископа Мефодия в храме Петра и Павла в Якутске

Текст: Алексей Дьяконов, Александр Дьяконов, Фото: Александр Дьяконов