photo1703668046

Справа изображение Дона Боско

Так интересно получилось, что наш визит пришелся аккурат в промежуток времени между рождественскими датами старого и нового стиля. И если католики Рождество уже отпраздновали, то православные к нему только готовятся.

Но, несмотря на разницу между католиками и православными, Рождество на самом деле является объединяющим праздником для тех и других. И в католической церкви Алдана это довольно заметно.

Вкратце немного о представителях католицизма в Якутии. Как пояснил нам ответственный секретарь Якутского ВООПИК Александр Дьяконов, первые католики в Якутии появились при Петре I.  Это были шведы, попавшие в плен после Полтавской битвы. Они работали в Сибири, в том числе в Якутске. По истечению срока ссылки вернулись к себе домой.

Очередным этапом проникновения католичества в Якутию были представителями различных политических движений, боровшихся с царизмом и самодержавием, которых также отправляли сюда в административную ссылку на различный срок. В том числе это были ссыльные, имеющие корни с западных губерний Российской империи, в связи с наступлением Февральской революции в 1917 году и навигацией по реке Лене.

Вследствие советско-финской войны (1939-1940 годы) часть финнов-ингерманландцев, проживавших в Ленинградской области и Карелии, были переселены в ЯАССР. В период ВОВ были отправлены спецпереселенцы из прибалтийских республик СССР. Доминирующей группой переселенцев стали литовцы. Значительная часть литовцев, после разрешения выезда на родину в 1950-х годах уезжает, а часть, осев в Якутии, несомненно, внесла свой вклад в развитие республики. Это были специалисты своего дела - учителя, медики, научные работники.

90-е годы прошлого века стали периодом развития очередного этапа католицизма в нашем крае. Как мы уже писали ранее, в Якутии от католичества работают миссионеры Салезианского ордена «Дон Боско»*. В республике работают два прихода – в Якутске и в Алдане.

photo1703929895

Здание католического прихода ордена Дона Боско в Алдане

Мы поговорили с Петером Лоренцом – священнослужителем, который в данное время служит в католической церкви Алдана. Петер обучался богословию у себя на родине в Словакии. В Якутии он проживает вот уже девять лет, в Алдане третий год, является настоятелем прихода с 2021 года. Заменил на этом посту в Алдане отца Павла, который сейчас служит в Якутске.

photo1703668047

Беседа журналистов с гостеприимным Петером Лоренцом

Это доброжелательный мужчина среднего возраста, он приглашает нас в уютное помещение для гостей. Важный момент – оно украшено не только католическими, но и, как ни странно, православными религиозными образами. Например, это Спас Нерукотворный – сугубо православный образ, который, кстати, использовал Александр Невский в легендарном Ледовом побоище против немецких и шведских рыцарей-католиков. Очень яркий пример того, что канон здесь не является принципиальным, важнее другое. Об этом мы и побеседовали с Петером.

photo1703668034

Православные образы над кандилой

Петер, сколько лет вы учились богословию в Словакии?

— В нашем ордене вся подготовка занимает девять лет. Сама учеба длится шесть лет.

Вы приехали в далекий северный край из теплой Европы. Как вам в целом в Якутии?

— В Якутии и, в частности, в Алдане открытые люди. Возможно, это связано с тем, что люди приходят к нам в католическую церковь за верой целенаправленно. А вообще здесь я не встретился с чем-то негативным по отношению ко мне, как к католическому священнику. Я ощущаю здесь, в Алдане, гостеприимство, к которому я уже привык за три года. Конечно, зима в Якутии долгая, и весной, где-то в марте, хочется уже, чтобы появились цветочки (смеется).

photo1703929894 1

Настоятель Петер Лоренц

Как салезианцы оказались в Алдане?

— В Управлении образования администрации Алданского района в начале 90-х годов прошлого века работали две женщины. Они крестились в Новосибирской католической церкви. В какой-то момент у них возникло желание пригласить католическую церковь в Алдане. На постоянной основе католическая церковь стала работать в Алдане в 1992 году. Одним из ее основателей был отец Йозеф. Отмечу, что многие посещали церковь, не будучи католиками или крещеными — вход был для всех свободный. Потом многие из них крестились. В те годы церковь посещало много людей, до 200 человек в неделю. Прежде всего это дети и молодые, которые приходили в молодёжный центр — ораторий.

А сейчас сколько?

— Сейчас по-другому. Конечно, меньше. Нужно учитывать, что 90-е годы были временем, когда у молодежи было мало возможностей куда-то ходить вообще, поэтому многие посещали церковь. Потом многие уехали, кто-то из прихожан умер. Сейчас постоянных прихожан около 20. По воскресеньям у нас собирается около 15 человек.

photo1703668034 1

Рождественский вертеп

Можно ли сказать, что происходит некоторое увядание?

— Если смотреть объективно, то да, многие крещеные даже не ходят в церковь регулярно. Конечно, у молодежи есть масса других интересов, помимо церкви. Раньше в церковь больше приходили молодые люди, сейчас в основном старшее поколение. Тем не менее, на Рождество в этом году к нам пришли 30 человек.

photo1703668034 2

Какие национальности представлены среди прихожан?

— Большинство прихожан местные русские. Есть люди с корейскими, украинскими корнями, есть и армяне. Немалой частью нашего прихода являются прихожане из посёлка Хатыстыр, то есть эвенки и якуты. Туда ездим каждое воскресенье служить святую мессу. Была прихожанка литовского происхождения, она приехала в Тикси в 12-летнем возрасте. Она умерла в 2019 году, ей было 90 лет.

Ваша судьба сложилась так, что вы стали священником, приехали в Якутию. Довольны ли вы своей судьбой?

— Слово «судьба» звучит как что-то такое, что невозможно поменять. Я воспринимаю это, скорее, как призвание. Бог каким-то образом обращается к человеку, я чувствую удовлетворение, что открылся и услышал призыв Господа стать священнослужителем.

К вам могут приходить только католики или христиане вообще?

— Прийти на приход в нашу католическую церковь может любой человек – мы открыты для любого. Могут приходить в том числе неверующие. Посещали и мусульмане — они у нас делали ремонт. Главное — чтобы человек был открыт Богу и хотел услышать слово Божье.

Скоро будет православное рождество. Вы как-то будете принимать участие в нем?

— Православное Рождество совпадает с католическим праздником богоявления. Будучи в Якутске, я постоянно участвовал в рождественской литургии вместе с друзьями из православной церкви. Посещал Спасский монастырь, вручал подарок игумену. Немного жалко, что между нами нет делового сотрудничества, но в то же время есть открытость друг к другу. Когда приезжал епископ из Иркутска, мы вместе ходили на встречу в администрацию Алданского района, это был дипломатический визит. Также нас принял мэр Алдана. Были мы с отцом-епископом и в гостях у благочинного православной церкви в Алдане — отца Макария. Это была хорошая сердечная встреча.

photo1703929894

Поставили свечи

Что бы вы хотели пожелать всем верующим – как католикам, так и православным, а также всем жителям Якутии?

— Хочется пожелать, чтобы мы все приняли бога, который стал человеком и принял мир и понимание, любовь и милосердие. Чтобы остановились все войны в мире, потому что Христов пришел, чтобы принести нам Мир, открытость друг к другу и любовь. В этом и есть смысл Рождества — Бог стал человеком, чтобы мы были ближе к Богу. И хочу пожелать, чтобы каждый человек ощутил больше любви, и чтобы прикосновение Рождества сделало наши сердца добрее к другим и к себе.

*Справка:

Общество св. Франциска Сальского или Салезианцы (лат. Societas Sancti Francisci Salesii, SDB) — католическая монашеская конгрегация папского права, основанная св. Иоанном Боско 18 декабря 1859 года в Турине (Италия). Конгрегация названа в честь св. Франциска Сальского. Дон Боско с итальянского означает «священник».

Авторы: Денис Адамов, Алексей Дьяконов Фото: Денис Адамов, Алексей Дьяконов