Автор пьесы В. Федоров верен своему амплуа – он пишет про Север, раскрывает характерный образ жителей, влияние хода истории на их быт и нравы. Он, будучи геологом и журналистом, объездил всю республику и не только. Поэтому не понаслышке он знаком с местным колоритом. В творчестве В. Федорова остовом стоит тема истории страны, канцлагерей, поскольку Якутия была «тюрьмой без решеток», нравы той эпохи.

В спектакле затронута тема депортации прибалтийских народов в годы Великой Отечественной войны на берег моря Лаптевых. Из-за сложившейся идеологии многие факты, как махина системы прошлась по судьбам этих людей, предано забвению…

В спектакле приводится быт эвенской семьи. Отрадно, что звучит эвенская речь, песни, таинственные ритмы и движения в хореографии Туйары Поповой.

Особый северный колорит придают танцы обитателей тундры, духов, стихий тундры в исполнении артистов театра.

Айдас (Уйгур Семенов) и Дая (Кэскилээнэ Туприна) – молодые люди, которые полюбили друг друга вопреки. Трагедия и счастье в их судьбе переплетены воедино.

Молодой Айдас, разлученный с родными местами, из-за злого рока уже здесь на краю земли попал еще в тюрьму. Видимо, ему не суждено было умирать - его, замерзающего во время бурана, нашла и выходила молодая эвенка Дая, которая после гибели родителей обречена была выйти замуж за глубокого старика. До чего же крепки нравы, порой безжалостны. Но северная женщина в образе Даи пример стойкости, доброты, мудрости.

Осознание того, что счастье невозможно, тем не менее не лишили Айдас и Дая испытать чистую большую любовь, где апогеем чувств является желание родить потомство. Как же порой судьба так жестока… Душа неродившегося ребенка синей птицей мечется в тревожном танце.

Еще раз поражаюсь высокого мастерства Сергея Потапова, когда он в едином порыве с хореографом Туйарой Поповой в эротической композиции под северным сиянием показали истинную страсть, любовь молодых наших героев, когда каждая клетка их тела, оголенных нервов предается пусть сиюминутной страсти, переросшей в ту большую любовь, которая спасла от уныния на забытом богом месте. В этом танце любви так и чувствуется энергия тела, молодости, темперамент – и все это, представьте, вызывает живой эмоциональный отклик у зрителя! С непривычки и от неожиданности такой горячей сцены на секунду зажмурила глаза и впрямь как в детстве!

Очередной пример большой любви, которая, почему-то всегда требует жертв. Дая, спасая своего возлюбленного, приняла на себя все муки, испытала жестокость за пределами человеческих возможностей со стороны служивых людей. Так и не суждено было вспорхнуть синей птице – плоду их с Айдасом любви.

Однако несломленные духом Дая и Айдас обречены были встретиться в том свете, где вокруг них порхает Синяя птица – символ их любви, счастья! Вот через много лет Айдас, преодолев все преграды, вернулся в тундру, чтоб воссоединиться со своей Дая, которая так давно покинула этот мир, но ее любовь все эти годы согревала его.

Вот и занавес, опять горячие слезы, но слезы от нахлынувших чувств…Счастье есть! Оно не может не быть! Любите и будьте любимы!

Спасибо Сергею Потапову и артистам театра коренных малочисленных народов Севера.

Антонина Ускеева, октябрь, 2024