Однако в республике есть и масса других исторических объектов, нуждающихся в восстановлении. Беда в том, что, в отличие от того же Кафедрального собора, они не относятся распространенному в стране православию. Возникает вопрос – насколько это важно с архитектурной, краеведческой точки зрения? Для ответа на него мы отправились в село Павловск, где сосредоточено главное историческое и архитектурное наследие одной из старейшей ветви православия – старообрядчества.
Павловское и первые старообрядцы в Якутии
Староверы, старообрядцы или древлеправославные – люди, не покорившиеся церковным реформам, начало которым положил 1654 году Патриарх Никон с согласия царя Алексея Михайловича. Никон созвал собор и предложил привести православие к России к единым стандартам. И смене летоисчисления – не от сотворения мира (как это было на Руси ранее), а от рождества Христова. Основное изменение коснулось способа креститься (так называемого крестного знамения). Одна из характерных черт – старообрядцы жили по своим старинным канонам. Пить и курить запрещалось, поощрялся труд – все силы уходили на работу.
В селе Павловское плодородные земли. 1970-1980 годах располагавшееся здесь отделение совхоза имени Владимира Ильича Ленина было одним из лидеров социалистических соревнований. Здесь выращивались зерновые и овощные культуры. В советское время в Павловске работали лучшие агрономы и ветеринары. Совхоз был знаменитым. Но первоначально эти земли стали обрабатывать именно переселившиеся в Якутию старообрядцы.
Царское правительство отправило их далекую сибирскую землю на северо-восток Российской империи. Перед староверами была поставлена задача – обеспечение тракта «Якутск – Аян» не только перевозкой почты и людей, а также овощами и зерном, разведением крупного рогатого скота и лошадей.
Староверы обосновались на плодородных землях вдоль реки Мая от села Усть-Мая до Аяна с июня по август 1852 года. По статье Губернатора Якутской области Ивана Крафта, напечатанном в «Якутских областных ведомостях» 29 марта 1912 года, селение, названное Павловское, в честь одного из главных старообрядческих апостолов, обосновали 5 семей, переехавших из Нельканской станции. В их числе был и Акепсим Михайлович Кушнарев. У старообрядцев главные почитаемые апостолы – Петр и Павел. Отсюда, кстати, названия села Петропавловское в Усть-Майском улусе – оно также произошло от имен главных апостолов. Позже, уже в советское время, названия упростили – Павловск и Петропавловск.
В Павловском староверы стали активно заниматься земледелием, содержали тракт, обеспечивали хлебными запасами работавших на тракте ямщиков. В итоге село снабжало Якутск овощами и хлебными запасами вплоть до 70-х годов 20-го века.
«Староверы душой болели за Павловск»
История земледелия в Ленском крае началась с русского землепроходца Ерофея Хабарова. Именно он организовал в верховьях реки Лены первые посевы яровых культур. То есть к приходу староверов земледелие в Якутии уже появилось – например, была Амгинская слобода. А к концу 19-го века хлебопашество было развито в центральной Якутии. Каждый род имел свои пашни, выращивали пшеницу рожь и ячмень.
— Важно подчеркнуть, что старообрядцы оказали огромное влияние на развитие земледелия в Якутии, - говорит ответственный секретарь Якутского ВООПИК Александр Дьяконов. – При этом на момент их приезда в Якутию уровень местных земледельцев в Якутии – в том же Амгинском улусе – был на уровне 17-го века. старообрядцы привнесли в Якутию более прогрессивные на тот момент земледельческие технологии выращивания культур. Они не только обслуживали тракт, но и обеспечивали хлебные запасы. До революции продуктами питания Якутск обеспечивался именно селом Павловское (позже Павловск). Якуты смотрели на них и учились овощеводству и хлебопашеству.
В Якутии одним из известных старообрядческих родов был род купца Акепсима Кушнарева.
В Павловске нас встречает местные активисты, хранители старообрядческих памятников истории и архитектуры Надежда Авелева и Рудольф Михайлов.
Рудольф Карлович Михайлов – ветеран Российской прокуратуры, по зову сердца изучающий краеведение в Якутии и издавший первую часть книги «Нерюктейцы. Павловские», основанную на архивных документах и исторических материалах. Сам он родом из Сунтарского улуса, приехал в Павловск в далеком 1969 году. Говорит, что в 1856 году, переселившиеся сюда семьи Акепсима Кушнарева с родителями, Григория Бучасова, Архипа Козлова, Перфила Киселева и Матвея Борисова построили здесь пять домов.
- В газете «Социалист» Национальной Библиотеки написано, что в марте 24 дня 1917 года Петр Иванович Кушнарев предоставил свой лучший дом под школу. В этом же доме до 1922 года располагался народный дом. В этом доме молодежь и население проводили различные мероприятия, созывали сход сельчан. Со сменой власти и началом Гражданской войны про этот народный дом забыли. Кстати, школа, основанная Петром Ивановичем в 1905 году, после своего 100-летнего юбилея была разобрана и прекратила свое существование. Теперь сохранился дом Акепсима Кушнарева – это детский сад «Лена», и дом Петра Ивановича, где до начала 1990 годов располагался магазин системы «Холбос». Петр Иванович жил здесь всю жизнь, позже был репрессирован.
- Почему он передал свой дом под школу?
- Староверы душой болели за свое село, каждый старался внести свой вклад в его развитие. Они не стояли в стороне даже во времена смены власти.
Обзор старинных построек старообрядцев
Мы прогуливаемся по селу и видим несколько старинных построек. Как поясняет Александр Дьяконов, это хозяйственные постройки, типичные для русских хлебопашцев-старообрядцев. Это два амбара и амбар для хранения конной сбруи. Мы смотрим и видим, что система построек похожа на то, как строили в Мархе и селе Никольском. Как правило, должен быть водоем, жилой комплекс и обязательно через дорогу начинаются огороды. Наличие рядом воды облегчало полив огородов.
Здесь же был чигирь для целой общины. Это система черпания воды, которая по деревянным пазам поливает огород – иначе говоря, водозаборник.
- Первый макет чигиря и насоса с ветряным двигателем для орошения полей и огородов был показан 18 марта 1912 года областным агрономом Митрофаном Складченко сельском сходе крестьян Павловского селения в присутствии губернатора Ивана Крафта и сопровождающих его областных чиновников. Крестьяне отнеслись с пониманием и пожелали ознакомиться с устройством в натуральную величину. Это пожелание исполнилось или нет, не имеем сведений, рассказывает Рудольф Михайлов.
На первый взгляд, все старые постройки выглядят одинаково. Но если приглядеться, отличия есть, причем большие. Вот стоит типовой дом времен советской власти, а на его фоне выделяется старообрядческая постройка. Главное отличие – как правило, дома бывают либо двускатными, либо четырехскатными.
- Во-первых, дом, построенный старообрядцами, четырехскатный – типичная постройка в целом для Сибири. Для Сибири такая конструкция очень хороша, поскольку считается, что благодаря обдуванию ветра на чердаке всегда сухо. Вальмовая крыша сложна конструктивно и лучше обдувается со всех четырех сторон, - поясняет Александр Дьяконов. – А вот еще дом. Есть два стиля венцов домов. Это называется «в обло с остатка». А есть «в лапу» – сейчас дома строятся по такому стилю. В старину дома все рубились «в обло» - считалось, что так теплее. И вполне возможно, это один из первых домов в Павловске.
У каждого поселения должно быть свое «я»
Но главная историческая и архитектурная ценность находится здесь, в Павловске. Мы идем в старинную часовню староверов, которая была построена в 1898 году, после смерти Акепсима Михайловича. Здесь захоронены мощи священнослужителя Аввакума. Мрамор для строительства специально завозили из Рогожского кладбища из Подмосковья. Сюда приезжают потомки старообрядцев из Якутска, чтоб провести, например, службы в Родительский день.
Местная активистка Надежда Авелева принимает активное участие в сохранении этого наследия. Она по роду является потомком старообрядцев и понимает, что их наследие в Павловске нужно сохранить. И так считает не только она. К 400-летию Аввакума местные жители скинулись всем селом и провели реставрацию часовни.
Александр Дьяконов говорит, что сохранившаяся архитектура старообрядчества в селе Павловск имеет огромную ценность. В основном это дома либо конца XIX века, либо начала XX века. Местные краеведы могут использовать эти постройки как музей старообрядчества. Кроме того, музей может быть посвящен истории земледелия в Якутии.
- У каждого поселения должно быть свое «я». Вот в Павловске свое «я» - это именно старообрядческая культура. «А сейчас это забудут и будет обычное безликое село без истории», - говорит краевед. – Можно привлекать и школьников, и гранты привлекать. Это могло бы хорошо влиться в систему образования и воспитания самих жителей Мегино-Кангаласского улуса. Да и жителям Якутска было бы интересно съездить в краеведческий тур в Павловск. Сюда можно водить учащихся общеобразовательных школ того же Мегино-Кангаласского улуса, - говорит Александр Дьяконов.
- Основная цель – чтобы нынешнее поколение не забывало потомков староверов. История должна быть сохранена для будущих поколений. Без истории нет народа и нации, - подытожил Рудольф Михайлов.
Павел Бутковский: Мы – за восстановление домов старообрядцев в Павловске
В период советской власти старообрядцы стали потихоньку уезжать из Якутии. Последний большой отток был в 60-е годы XX века. Часть потомков осталась – они даже организовали старообрядческую церковь в Якутске.
- Поселение в нынешнем Павловске было групповым, а одиночных было очень много – по два-три по всей Якутии. На Яне и Колыме старообрядцы жили еще со времен Ивана Грозного. Сейчас старообрядцев осталось около тысячи, в церковь в Якутске ходит около 100 человек. Многие уехали даже не в советское время, а после перестройки, более тысячи человек. Сейчас потихоньку возвращаются, но медленно.
- Вы интересовались тем, что старые дома в Павловске можно было бы восстановить и сохранить как памятники архитектуры и истории?
- Половина домов в Павловске – это дома нашей родни, даже нашего отца дом стоит. Когда были молодыми, постоянно этим вопросом интересовались, но потом всё заглохло. Но местные жители участвуют в восстановлении старых строений. У жителей Павловска есть генетическое отношение к старообрядчеству – они очень уважают старообрядцев, всегда откликаются на просьбы о помощи. Причем независимо от национальности – русские, саха, смешанные. Всем, кто участвовал в восстановлении старообрядческой часовни в Павловске, мы вручили благодарственные письма.
Я только за, но на это нужны средства. Причем нужно, чтобы дома эти не просто стояли, но в них жили бы люди. Старообрядцы всегда занимались благотворительностью и, я думаю, они бы даже на том свете ходатайствовали бы, чтобы туда поселились люди, например, малоимущие. А так зачем пустому дому без дела стоять. Возрождался бы поселок – мы были бы очень рады. Там требуется много восстановительных работ – много чего рушится, падает.
Автор текста и фото: Денис АДАМОВ