Этот исторический период называется в научной литературе как «эпоха скифов». Древняя племя с таким названием обитало в VII-III веках до н.э. на территории к северу от Черного моря. Культуру этого народа описал греческий путешественник V века до н.э. Геродот. Ученые называют его «Отцом истории». Как отметил Геродот, скифы были очень воинственным и кровожадным народом. Можно предположить о том, что и наши центрально-азиатские предки отличались не меньшей воинственностью, нежели геродотовы скифы.
Эти западные и восточные скифы, как свидетельствуют данные археологических раскопок, добились больших успехов в разведении крупного рогатого скота, лошадей, овец и верблюдов. Это дает мне основание предполагать, что на бескрайних степных пространствах Евразии давно практиковалось оздоровление пастбищ с помощью сельскохозяйственного пала. Для верного осознания этой версии читатель должен знать, что человечество занялось разведением крупного рогатого скота больше 10-ти тысяч лет назад, а первые всадники появились в евразийских степях около 7 тысяч лет назад.
В исторической литературе многократно отмечено, как воины скифского времени во время ночлега разводили тысячи костров. Но в них отсутствуют сведения о том, что от такого открытого огня пострадали люди и окружавшая их природа.
Стало быть, наши древние предки были людьми, давно приученными к осторожному обращению с огнем.
Затем в Центральной и Средней Азии в конце III в. до н.э.- I в.н.э. в течение 300 с лишним лет просуществовала первая эфемерная степная держава гуннов. Этот великий древний народ, объединивший в своем государстве сотни племен, китайские летописи называли “хунну”, “сюнну”. К сожалению, в этом государстве не было письменности. По этой причине материальную и духовную культуру гуннов удается восстановить в результате раскопок их городов,поселений и могильников.
В Хакасии изучены наскальные изображения рубежа н.э., называемые “Боярская писаница”,на которых нарисована целая древняя деревня. Примечательно, что там имеется рисунок одного бревенчатого дома.
Наши предки, обосновавшиеся в Центральной Азии в раннем средневековье,т.е в V-XII веках, были людьми высокой культуры. Это видно из того, что тюркоязычные народы Саяно-Алтайского нагорья в 553-555 годах создали собственную письменность. В русской классической исторической литературе её называют орхоно-енисейской письменностью. Можно предположить, что этот алфавит мог создать уроженец первого Тюркского государства-каганата, получивший образование в Китайском университете. Орхоно-енисейскую письменность широко использовало население I-го и II-го тюркских каганатов, властелины Центральной Азии в 745-840 гг. уйгуры и владычествовавшие в Саяно-Алтайском нагорье в IX-XII веках енисейские кыргызы. Выдающийся советский археолог, профессор Л.Р. Кызласов, мой учитель в МГУ, предполагал, что последние образованные хакасы, знавшие эту письменность, нашли свой конец в ГУЛАГе в 1937-1938гг.
Мне приходилось совершать далекие путешествия по Монголии, Алтаю, Туве и Хакасии, на территории которых в раннем железном веке (VIII в. до н.э – V в н.э.) и в средневековье (V-XII вв.) шумно волновались наши степные предки. Все эти регионы обладают мягким климатом и весьма благоприятными условиями для разведения разных пород скота.Поэтому можно предположить, что далекие и близкие предки ураанхай сахалар покинули эти благодатные края не добровольно, а устрашенные поголовным истреблением, не от хорошей жизни сделав своей новой родиной ледяной северный край. Во время этого своего великого путешествия якуты потеряли часть описанных выше культурных достижений своих предков, в том числе письменность. Но зато в течение столетий они вдохнули человеческое дыхание в бескрайние таежные просторы, горные равнины, бесчисленные реки и озера Северо-Восточной Азии, заселенные до этого малочисленными группами кочующих северных аборигенов. В результате этого исторического процесса на огромной территории Северной Азии впервые возникают скотоводческое и коневодческое хозяйства. Наши древнейшие предки дали новой исторической родине звучное название «Саха сирэ» («Земля якутов»). И здесь им предстояло вырастить будущие поколения сородичей, создать новую аграрную технологию и заниматься скотоводством.
Но является доказанным историческим фактом и то, что ко времени присоединения Якутии в состав России, т.е. в начале 17 века, якуты заселяли сравнительно ограниченную территорию Средней Лены. А в долинах рек Вилюй, Оленек, Колыма, Индигирка и Олекма, представлявших собой подлинный экологический рай, кочевали и обитали тогда немногочисленные племена эвенков, эвенов, юкагиров и чукчей.
Заселение якутами отдаленных территорий становятся наиболее интенсивными, начиная со второй половины XVII столетия. Причиной этого исторического процесса стало безжалостное подавление восстания якутов 1642 года и навязанный этому народу российским государством обязательный налог в виде пушнины – ясак.
Якуты того периода, вероятно, имели представление о том, что из перечисленных выше отдаленных краев наиболее величественным и удобным для скотоводства является бассейн р. Вилюй. Вероятно, этим объясняется то, что, начиная с XVII века, и наиболее интенсивно XVIII-XIX столетиях, происходит заселение якутами долины р. Вилюй. В результате этого со временем здесь складывается сравнительно многочисленная этнографическая группа т.н. вилюйских якутов численностью около 100 тысяч человек. К нашей теме имеет отношение их технология ухода за крупным рогатым и конным скотом.
Я сам родился в 1940 году в самой северной окраине Верхневилюйского улуса, на берегу знаменитого своими крупными карасями озеро Мерейю. Эта местность находится в 250 км от п. Верхневилюйска. До 19 лет проживал в существовавшем в этой округе Ыйыласском наслеге. В детстве и юношестве в поте лица трудился летом в нескончаемой череде сеноуборочной страды, что, несомненно, укрепило меня физически и морально.
В 1991 году, перестав нежиться в каменных покоях Якутска, переселился на свою историческую родину – Верхневилюйский улус, где, одухотворенный доброжелательным отношением земляков, до сих пор продолжаю интенсивные научные поиски.
Поэтому будучи сельским жителем и на основе кропотливого изучения традиционной культуры народа саха, решил сделать сжатый разбор его усилий в оздоровлении окружающей среды и, в частности, умелого использования им до сих пор открытого огня (пала), очищающего сенокосные угодья от прошлогоднего травянистого покрова.
Древний якут внимательно изучал ту экологическую нишу, которую собирался обживать. При этом обращалось исключительное внимание на изучение мест будущих зимников и летников. В описываемое время люди предпочитали жить в маленьких домах, сооружаемых в течение нескольких дней, стены которых состояли из вертикально поставленных тонких бревен. Зимой они намазывались толстым слоем коровьего навоза. Дома обогревались глиняными печами полуцилиндрической формы, обращенными открытой частью к жилищу. Горевшие целый день в такой печи вертикально поставленные дрова являются классическим примером умелого использования открытого огня древними людьми. Современные люди такой тип печи называют «камелек».
Якутское летнее поседение – сайылык признано современной экологией как образец гармонии человека с природой. Местами таких поселений древние люди выбирали озера, богатые рыбой и окруженные сенокосными угодьями. Такие стоянки, очищенные от лесной растительности, со временем превращались в поляны. Их огораживали изгородью, внутри которой во время летнего гнуса содержали крупный рогатый скот. Многочисленный скот со временем превращал этот участок поселения в глинистую почву без растительности. Так создавались условия для безопасного разведения здесь горевших днем и ночью многочисленных дымокуров.
Но в течение многих столетий ураангхай саха придавал исключительное значение весеннему очищению сенокосных угодий с помощью огня – пала. Это исходило от верного представления тех людей о том, что от результатов весеннего пала напрямую зависит количество заготовляемого летом сена. Иными словами, их хотя бы относительное благополучие во время суровой зимы. В мою бытность в родном Ыйыласе, т.е. во времена колхозов, весенним палом спокойно занималось почти все мужское население. С тем же спокойствием, также без суеты, люди тогда занимались ликвидацией образовавшихся от пала термоточек – кердюгенов. От тех времен не сохранилось никаких данных о том, что где-нибудь весенний сельскохозяйственный пал стал причиной лесного пожара.
Наши предки занимались осенним палом в основном, начиная с середины сентября, т.е. во время гона сохатых. В это время в результате заморозков замерзал верхний почвенный слой. Так создавались благоприятные условия для безопасного огневого очищения притоков рек, болотистых мест и травянистых островков – толонов со смешанной растительностью.
Кроме того, якуты разбираемого периода во время летней и зимней охоты массово использовали костры.
Исходя из изложенного выше, можно констатировать в качестве заключения, что осторожное использование открытого огня было вечным спутником той части человечества, испокон веков обитавшей в степных, таежных и тундровых пространствах. Знают ли об этом депутаты Государственной Думы из Якутии, издающей суровые законы против использования «открытого огня» везде и всюду. А если знают, то почему не предпринимают никакой инициативы хотя бы для смягчения этих законов?
Сейчас все изменилось. Величественные сенокосные долины, образованные кровью и потом многих поколений якутов, сейчас превратились в сплошную целину, словно на их громадных просторах никогда не звучали голоса людей, лай собак и мычание коров. Повернется ли когда-нибудь лицом к этим покинутым священным долинам современный ураанхай саха? Лично я, как гражданин северной республики, считаю вполне логичным и своевременным задавать такой вопрос своим землякам.
Архипов Никита Деевич, доктор исторических наук, сопредседатель общественной организации «Общественный экологический комитет «Вилюй» РС(Я), депутат Верхневилюйского улусного Совета