88 – сильное число, обладающее взаимодействием двух символов бесконечности, которые означают мудрость и терпение.

  1. 15 мая 1935 года открылась первая линия московского метро – Сокольническая (красная);
  2. Вместе с открытием в 1935 году появился и его логотип – заглавная М в связке с надписью «МЕТРО». Однозначных сведений об авторе этого логотипа нет, поэтому в их числе указываются архитекторы станций метро – Самуил Миронович Кравец, Иван Георгиевич Таранов и Надежда Александровна Быкова;
  3. Первая официальная схема, опубликованная в 1935 году, содержала детальную информацию о расстоянии и времени проезда между станциями; на более поздних официальных схемах такие подробности уже не указывались. На этой схеме первая линия Московского метрополитена, имевшая вилочное движение, была изображена схематично, цветовое обозначение маршрутов не использовалось: все тоннели на ней изображены чёрным цветом, а станции – красным;
  4. До 1958 года вагонные схемы были черно-белыми, а до 1970-х они были нанесены на условную карту Москвы, давая более точное понимание о географическом расположении станций, чем современные;
  5. В 70-х годах XX века произведено кардинальное изменение дизайна схем: Кольцевая линия на них обрела форму правильной окружности, а радиальные и диаметральные линии стали изображаться прямыми и ломаными линиями. В 1980-х выпускались официальные схемы, на которых Кольцевая линия была изображена в виде эллипса, однако позднее было решено вернуться к отображению этой линии в форме идеального круга.

По легендам кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след. «Это ваш главный недостаток, его и постройте», – сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект;

  1. В момент запуска линия насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд»;
  2. Линия имела вилочное ответвление на «Парк культуры» (кольцевая) и «Смоленскую» (Арбатско-покровская, синяя);
  3. На 2023 год метро состоит из 14 линий длиной 449,1 км в двухпутном исчислении (без учета монорельса и МЦК);
  4. В системе Мосметро есть четырехстанционный узел («Александровский сад» — «Арбатская» — «Библиотека имени Ленина» — «Боровицкая»), 9 трехстанционных и 30 двухстанционных;
  5. Мосметро имеет 258 станций (две из них закроются осенью 2023 года), 255 из них непосредственно в Москве (в том числе 8 в Новой Москве);
  6. Более 40 станций являются памятниками культурного наследия;
  7. Московский метрополитен является мировым лидером по частоте движения поездов – интервалы в часы пик не превышают 90 секунд. При этом, в феврале 2023 года Москва первой в мире уменьшила интервалы движения поездов метро до 80 секунд;
  8. К 2027 году по планам правительства Москвы должны быть построены еще 25 станций и 58 километров линий;
  9. Средняя скорость движения в тоннелях между станциями Московского метрополитена ранее составляла 41,3 км/ч.;
  10. Первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной Рощи. Против проекта выступила имевшая в то время большое влияние церковь: «Человек, созданный по образу и подобию Божьему, может унизить себя, спустившись в Преисподнюю»;
  11. В 1933 году утвердили технический проект первой очереди метрополитена, тогда же трест Метрострой начал основные строительные работы. Маршрут первой очереди разработали, исследовав пассажиропоток московского трамвая: подземкой решили повторить самые напряженные его маршруты;
  12. Для строительства метро не хватало людей. 29 декабря 1933 года по решению созванного пленума Моссовета за каждым московским предприятием закреплялся отдельный участок линии метрополитена. Рабочие московских заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке направлялись на многотысячные субботники. Предоставлялась для работ также и техника;
  13. К проведению доводочных работ, – отделочно-декоративных, прокладки кабельной сети и др., – привлекались квалифицированные европейские и американские рабочие и техника;
  14. Первоначально должен был открыться не 15 мая 1935 года, а 7 ноября 1934 года;
  15. Открытая в 1938 году станция Московского метро «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами;
  16. В 1940 году на станции Московского метро «Динамо» по ночам работали учёные-физики. Расположенная на 40-метровой глубине станция отлично была защищена от радиоволн, что, собственно, им и требовалось;
  17. Во время Великой Отечественной войны метро использовали как бомбоубежище. За время авианалетов в метро родилось 217 детей;
  18. 15 октября 1941 года вышел приказ о закрытии метрополитена и дальнейшем уничтожении как стратегически важного объекта (предполагалось затопить). Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Но решение было отменено, а метро заработало уже к вечеру;
  19. В начале Великой Отечественной войны строительство метро было заморожено, однако возобновилось в мае 1942 года, после отвода угрозы захвата Москвы;
  20. Строительство кольцевой линии началось сразу после войны, а в 1954 году строительство было завершено;
  21. В Московском метро две «Смоленские» и две «Арбатские станции», потому что во время Великой Отечественной войны две старые станции были повреждены бомбой. В тайне от всех были построены две новые станции и новая линия. Но позднее, в конце 50-х годов, старые станции восстановили и снова открыли;
  22. Первоначально Московский метрополитен носил имя Л.М. Кагановича, с 29 ноября 1955 года носит имя В. И. Ленина;
  23. Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом холодной войны. Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны. После завершения строительства линии в 1953 году часть линии была закрыта, но в 1958 году открылась вновь как часть Филевской линии;
  24. В конце 2002 года была открыта конечная станция «Бульвар Дмитрия Донского», впервые выводившая метро за МКАД;
  25. В 2003 году пущена Бутовская линия, в то время полностью расположенная за МКАД;
  26. Линия монорельса была построена в 2004 году. Входит в систему Московского метрополитена, имеет длину 4,7 км и включает шесть станций;
  27. 26 декабря 2009 года в составе участка «Строгино» – «Митино» (Арбатско-Покровская линия) была открыта станция «Мякинино» (в честь деревни Мякинино, г. Краснокорск). Это первая станция Московского метрополитена, построенная за пределами административных границ Москвы, и первая в практике российского метростроения, в финансировании строительства которой участвовал частный капитал;
  28. В августе 2014 года открылась станция «Спартак», заложенная еще в 1970-х годах, но остававшаяся законсервированной на протяжении почти сорока лет;
  29. В сентябре 2015 года открыли станцию «Котельники», имеющую выходы сразу в трех городах;
  30. В январе 2016 года метро пришло в Новую Москву с открытием станции «Румянцево» на Сокольнической линии.
  31. В феврале 2016 года была открыта станция «Саларьево», ставшая двухсотой станцией Московского метро;
  32. 10 сентября 2016 года пущено пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК, протяженность 54 км.);
  33. В 2018 году было введено рекордное количество станций – 17;
  34. В конце октября 2019 года Каховская линия полностью прекратила свое существование в связи с запланированной реконструкцией станций и последующей интеграцией в состав Большой кольцевой линии;
  35. 1 апреля 2021 года была запущена первая очередь западного участка Большой кольцевой линии;
  36. 1 марта 2023 года Большая кольцевая линия полностью замкнулась. Протяженность БКЛ составляет 70 км., имеет 31 станцию и три электродепо;
  37. К 2013 году в обращении находилось более десятка различных вариантов логотипа, поскольку корпоративной идентичности у бренда московского метро не было. Проводились различные конкурсы, но результаты их не рассматривались. В сентябре 2014 года студией Артемия Лебедева был анонсирован стандартизированный логотип московского метрополитена. Основой для единой эмблемы послужила усредненная форма логотипов, которые появлялись в разное время в стенах метрополитена. Результаты и сумма работы обсуждались по всей стране;
  38. Дизайнером обновленной буквы выступил Константин Коновалов;
  39. Есть много разнообразных схем Московского метрополитена, как официальных, используемых в вагонах, на станциях и в вестибюлях; так и неофициальных, выполненных сторонними изготовителями. Оформление официальной схемы за время существования метрополитена в Москве неоднократно менялось, следуя за веяниями моды и дизайна различных периодов истории страны;
  40. Метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 до 1:00. С 8 сентября 2019 года кассы на некоторых станциях начинают работу в 5:00;
  41. Ровно в 1 час ночи останавливаются некоторые эскалаторы для входа и пересадки пассажиров, все станции работают только на выход. Самый последний поезд выезжает со станции «Деловой Центр» – 1:15. У припозднившихся пассажиров, уже находящихся в метрополитене, еще есть шанс уехать из центра города на окраину – последние поезда на радиальных линиях проезжают центральные станции в районе 1:20-1:40;
  42. С 31 декабря 2016 года был отменен ночной перерыв в движении в новогоднюю ночь и в ночь с субботы на воскресенье, в которые отмечается День города;
  43. Сотовая сеть покрывает большую часть станций Московского метро;
  44. С 2007 года в Мосметро начали предоставлять платную услугу беспроводного доступа в Интернет (Wi-Fi);
  45. Пассажиропоток Московского метрополитена является одним из самых высоких в мире. По количеству пассажиров, перевозимых в год, он уступает только Пекинскому, Токийскому, Шанхайскому, Сеульскому и метрополитену Гуанчжоу. В 2018 году среднесуточный пассажиропоток составил 6,668 млн чел.;
  46. Доля метрополитена в перевозке пассажиров в Москве составляет 48%;
  47. По различным подсчетам, стоимость строительства 1 километра Московского метрополитена составляет от 2,2 до 7 млрд руб.;
  48. Большинство линий московского метро проходит через центр города, за исключением Бутовской, Солнцевской, Большой кольцевой и Некрасовской линий, расположенных на окраинах;
  49. Самая глубокая станция Мосметро – «Парк Победы» – 84 метра. Станция находится на глубине почти 27-этажного дома;
  50. Большая часть путей и станций находится под землей, однако есть и исключения. Так, Филевская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с семью наземными станциями, а четыре из семи станций Бутовской линии расположены над землёй на эстакадах. Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой и на Арбатско-Покровской линиях. Станция «Мичуринский проспект» Солнцевской линии имеет панорамную открытую стену с видом на улицу;
  51. В московском метро есть пять открытых метромостов. Из них четыре пересекают реку Москву (Смоленский, Лужнецкий, Нагатинский и Митинский) и 1 – Яузу (Преображенский). Помимо них, имеется единственный четырехпутный метромост через реку Лихоборку. Кроме того, существуют шесть крытых метромостов, скрытых земляными насыпями.
  52. Самая короткая линия – Бутовская (10 км);
  53. Самый короткий маршрут между конечными станциями – от «Александровского сада» до «Международной» (5,98 км);
  54. Наименее глубокая подземная станция – «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии (5 м.);
  55. Станция, находящееся только наполовину под землей – «Мичуринский проспект» Солнцевской линии;
  56. Самая длинная станция (по длине платформы) – «Воробьевы горы» (282 м.);
  57. Самая узкая станция – «Международная» (от края одной платформы до края другой – 11,8 м.;
  58. Самая широкая станция – «Нижегородская» (58 м.);
  59. Станция, претерпевшая наибольшее количество переименований, – «Охотный Ряд» (4 раза);
  60. Самый длинный метромост – Лужнецкий (2030 м.);
  61. Самый длинный эскалатор – 130 м («Марьина Роща» Большой кольцевой линии);
  62. Самый короткий эскалатор в Московском метро установлен на станции «Саларьево». Пассажиры на нем поднимаются всего на три метра;
  63. Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно;
  64. В 1996 году из-за шутки сотни тысяч людей поверили в существование вымышленной станции «Физтех». На самом деле это студенты расклеили в вагонах новые схемы метрополитена, внешне почти неотличимые от настоящих;
  65. Все вагоны для Московского метрополитена производятся в Мытищах;
  66. На Кольцевой метро линии перед станцией тоннель слегка поднимается вверх, в на выезде спускается вниз. Это помогает поездам проще сбрасывать и набирать скорость;
  67. Первой станцией метрополитена, на которой были установлены турникеты, стали «Красные ворота» – в 1959 году;
  68. Мозаику для станции «Новокузнецкая» собирали в Ленинграде, который в то время находился в блокаде;
  69. Мужским голосом объявляют станции во время движения поездов к центру Москвы, а женским – во время движения от центра. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движении против часовой – женский;
  70. Неработающий второй перрон станции «Полежаевская» активно используется для съемок фильмов, сериалов и рекламы;
  71. Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5». А самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными – станции «Площадь революции» и «Маяковская».
  72. В переходе, соединяющем станции «Площадь Ильича» и «Римская», есть фонтан;
  73. Раньше название станции «Планерная» было принято произносить, как «Планёрная»;
  74. Буква «ё» встречается в названии разных станций Московского метрополитена, но станция «Тропарёво» стала первой, в дизайне которой точки над «ё» были прорисованы.
  75. Помимо пассажирских составов по Московскому метро курсируют и грузовые. Они обслуживают внутренние нужды метрополитена;
  76. На 30 станциях метрополитена можно увидеть окаменелости, вмурованные самой природой в мраморную облицовку;
  77. Станция «Маяковская» имеет отделку из уральского родонита. Стоимость родонита достаточно высока, поскольку это полудрагоценный камень. Об этом прознали жители столицы и незаметно вытаскивали куски со станции. На некоторых колоннах родонит пришлось заменить красноватым мрамором или даже крашеным цементом. Однако для большей части пришлось заново открыть уральское месторождение.
  78. На станции «Площадь Революции» есть статуя красноармейца, у которой периодически воруют револьвер: в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год;
  79. К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей;
  80. В метро постоянно проживает около 500 собак. А в вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным;
  81. Забытые пассажирами вещи отправляются на склад забытых вещей, что на станции «Котельники». Там они ожидают владельцев на протяжении 6 месяцев, после чего утилизируются, если их никто так и не забрал;
  82. Раньше Московское метро пахло по-особенному благодаря креозоту, которым пропитывали шпалы. Но сейчас креозот больше не применяется;
  83. В первой половине прошлого века слово «метро» в русском языке относили к мужскому роду.

Okamenelost

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24