88 – сильное число, обладающее взаимодействием двух символов бесконечности, которые означают мудрость и терпение.
- 15 мая 1935 года открылась первая линия московского метро – Сокольническая (красная);
- Вместе с открытием в 1935 году появился и его логотип – заглавная М в связке с надписью «МЕТРО». Однозначных сведений об авторе этого логотипа нет, поэтому в их числе указываются архитекторы станций метро – Самуил Миронович Кравец, Иван Георгиевич Таранов и Надежда Александровна Быкова;
- Первая официальная схема, опубликованная в 1935 году, содержала детальную информацию о расстоянии и времени проезда между станциями; на более поздних официальных схемах такие подробности уже не указывались. На этой схеме первая линия Московского метрополитена, имевшая вилочное движение, была изображена схематично, цветовое обозначение маршрутов не использовалось: все тоннели на ней изображены чёрным цветом, а станции – красным;
- До 1958 года вагонные схемы были черно-белыми, а до 1970-х они были нанесены на условную карту Москвы, давая более точное понимание о географическом расположении станций, чем современные;
- В 70-х годах XX века произведено кардинальное изменение дизайна схем: Кольцевая линия на них обрела форму правильной окружности, а радиальные и диаметральные линии стали изображаться прямыми и ломаными линиями. В 1980-х выпускались официальные схемы, на которых Кольцевая линия была изображена в виде эллипса, однако позднее было решено вернуться к отображению этой линии в форме идеального круга.
По легендам кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след. «Это ваш главный недостаток, его и постройте», – сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект;
- В момент запуска линия насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд»;
- Линия имела вилочное ответвление на «Парк культуры» (кольцевая) и «Смоленскую» (Арбатско-покровская, синяя);
- На 2023 год метро состоит из 14 линий длиной 449,1 км в двухпутном исчислении (без учета монорельса и МЦК);
- В системе Мосметро есть четырехстанционный узел («Александровский сад» — «Арбатская» — «Библиотека имени Ленина» — «Боровицкая»), 9 трехстанционных и 30 двухстанционных;
- Мосметро имеет 258 станций (две из них закроются осенью 2023 года), 255 из них непосредственно в Москве (в том числе 8 в Новой Москве);
- Более 40 станций являются памятниками культурного наследия;
- Московский метрополитен является мировым лидером по частоте движения поездов – интервалы в часы пик не превышают 90 секунд. При этом, в феврале 2023 года Москва первой в мире уменьшила интервалы движения поездов метро до 80 секунд;
- К 2027 году по планам правительства Москвы должны быть построены еще 25 станций и 58 километров линий;
- Средняя скорость движения в тоннелях между станциями Московского метрополитена ранее составляла 41,3 км/ч.;
- Первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной Рощи. Против проекта выступила имевшая в то время большое влияние церковь: «Человек, созданный по образу и подобию Божьему, может унизить себя, спустившись в Преисподнюю»;
- В 1933 году утвердили технический проект первой очереди метрополитена, тогда же трест Метрострой начал основные строительные работы. Маршрут первой очереди разработали, исследовав пассажиропоток московского трамвая: подземкой решили повторить самые напряженные его маршруты;
- Для строительства метро не хватало людей. 29 декабря 1933 года по решению созванного пленума Моссовета за каждым московским предприятием закреплялся отдельный участок линии метрополитена. Рабочие московских заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке направлялись на многотысячные субботники. Предоставлялась для работ также и техника;
- К проведению доводочных работ, – отделочно-декоративных, прокладки кабельной сети и др., – привлекались квалифицированные европейские и американские рабочие и техника;
- Первоначально должен был открыться не 15 мая 1935 года, а 7 ноября 1934 года;
- Открытая в 1938 году станция Московского метро «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами;
- В 1940 году на станции Московского метро «Динамо» по ночам работали учёные-физики. Расположенная на 40-метровой глубине станция отлично была защищена от радиоволн, что, собственно, им и требовалось;
- Во время Великой Отечественной войны метро использовали как бомбоубежище. За время авианалетов в метро родилось 217 детей;
- 15 октября 1941 года вышел приказ о закрытии метрополитена и дальнейшем уничтожении как стратегически важного объекта (предполагалось затопить). Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Но решение было отменено, а метро заработало уже к вечеру;
- В начале Великой Отечественной войны строительство метро было заморожено, однако возобновилось в мае 1942 года, после отвода угрозы захвата Москвы;
- Строительство кольцевой линии началось сразу после войны, а в 1954 году строительство было завершено;
- В Московском метро две «Смоленские» и две «Арбатские станции», потому что во время Великой Отечественной войны две старые станции были повреждены бомбой. В тайне от всех были построены две новые станции и новая линия. Но позднее, в конце 50-х годов, старые станции восстановили и снова открыли;
- Первоначально Московский метрополитен носил имя Л.М. Кагановича, с 29 ноября 1955 года носит имя В. И. Ленина;
- Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом холодной войны. Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны. После завершения строительства линии в 1953 году часть линии была закрыта, но в 1958 году открылась вновь как часть Филевской линии;
- В конце 2002 года была открыта конечная станция «Бульвар Дмитрия Донского», впервые выводившая метро за МКАД;
- В 2003 году пущена Бутовская линия, в то время полностью расположенная за МКАД;
- Линия монорельса была построена в 2004 году. Входит в систему Московского метрополитена, имеет длину 4,7 км и включает шесть станций;
- 26 декабря 2009 года в составе участка «Строгино» – «Митино» (Арбатско-Покровская линия) была открыта станция «Мякинино» (в честь деревни Мякинино, г. Краснокорск). Это первая станция Московского метрополитена, построенная за пределами административных границ Москвы, и первая в практике российского метростроения, в финансировании строительства которой участвовал частный капитал;
- В августе 2014 года открылась станция «Спартак», заложенная еще в 1970-х годах, но остававшаяся законсервированной на протяжении почти сорока лет;
- В сентябре 2015 года открыли станцию «Котельники», имеющую выходы сразу в трех городах;
- В январе 2016 года метро пришло в Новую Москву с открытием станции «Румянцево» на Сокольнической линии.
- В феврале 2016 года была открыта станция «Саларьево», ставшая двухсотой станцией Московского метро;
- 10 сентября 2016 года пущено пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК, протяженность 54 км.);
- В 2018 году было введено рекордное количество станций – 17;
- В конце октября 2019 года Каховская линия полностью прекратила свое существование в связи с запланированной реконструкцией станций и последующей интеграцией в состав Большой кольцевой линии;
- 1 апреля 2021 года была запущена первая очередь западного участка Большой кольцевой линии;
- 1 марта 2023 года Большая кольцевая линия полностью замкнулась. Протяженность БКЛ составляет 70 км., имеет 31 станцию и три электродепо;
- К 2013 году в обращении находилось более десятка различных вариантов логотипа, поскольку корпоративной идентичности у бренда московского метро не было. Проводились различные конкурсы, но результаты их не рассматривались. В сентябре 2014 года студией Артемия Лебедева был анонсирован стандартизированный логотип московского метрополитена. Основой для единой эмблемы послужила усредненная форма логотипов, которые появлялись в разное время в стенах метрополитена. Результаты и сумма работы обсуждались по всей стране;
- Дизайнером обновленной буквы выступил Константин Коновалов;
- Есть много разнообразных схем Московского метрополитена, как официальных, используемых в вагонах, на станциях и в вестибюлях; так и неофициальных, выполненных сторонними изготовителями. Оформление официальной схемы за время существования метрополитена в Москве неоднократно менялось, следуя за веяниями моды и дизайна различных периодов истории страны;
- Метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 до 1:00. С 8 сентября 2019 года кассы на некоторых станциях начинают работу в 5:00;
- Ровно в 1 час ночи останавливаются некоторые эскалаторы для входа и пересадки пассажиров, все станции работают только на выход. Самый последний поезд выезжает со станции «Деловой Центр» – 1:15. У припозднившихся пассажиров, уже находящихся в метрополитене, еще есть шанс уехать из центра города на окраину – последние поезда на радиальных линиях проезжают центральные станции в районе 1:20-1:40;
- С 31 декабря 2016 года был отменен ночной перерыв в движении в новогоднюю ночь и в ночь с субботы на воскресенье, в которые отмечается День города;
- Сотовая сеть покрывает большую часть станций Московского метро;
- С 2007 года в Мосметро начали предоставлять платную услугу беспроводного доступа в Интернет (Wi-Fi);
- Пассажиропоток Московского метрополитена является одним из самых высоких в мире. По количеству пассажиров, перевозимых в год, он уступает только Пекинскому, Токийскому, Шанхайскому, Сеульскому и метрополитену Гуанчжоу. В 2018 году среднесуточный пассажиропоток составил 6,668 млн чел.;
- Доля метрополитена в перевозке пассажиров в Москве составляет 48%;
- По различным подсчетам, стоимость строительства 1 километра Московского метрополитена составляет от 2,2 до 7 млрд руб.;
- Большинство линий московского метро проходит через центр города, за исключением Бутовской, Солнцевской, Большой кольцевой и Некрасовской линий, расположенных на окраинах;
- Самая глубокая станция Мосметро – «Парк Победы» – 84 метра. Станция находится на глубине почти 27-этажного дома;
- Большая часть путей и станций находится под землей, однако есть и исключения. Так, Филевская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с семью наземными станциями, а четыре из семи станций Бутовской линии расположены над землёй на эстакадах. Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой и на Арбатско-Покровской линиях. Станция «Мичуринский проспект» Солнцевской линии имеет панорамную открытую стену с видом на улицу;
- В московском метро есть пять открытых метромостов. Из них четыре пересекают реку Москву (Смоленский, Лужнецкий, Нагатинский и Митинский) и 1 – Яузу (Преображенский). Помимо них, имеется единственный четырехпутный метромост через реку Лихоборку. Кроме того, существуют шесть крытых метромостов, скрытых земляными насыпями.
- Самая короткая линия – Бутовская (10 км);
- Самый короткий маршрут между конечными станциями – от «Александровского сада» до «Международной» (5,98 км);
- Наименее глубокая подземная станция – «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии (5 м.);
- Станция, находящееся только наполовину под землей – «Мичуринский проспект» Солнцевской линии;
- Самая длинная станция (по длине платформы) – «Воробьевы горы» (282 м.);
- Самая узкая станция – «Международная» (от края одной платформы до края другой – 11,8 м.;
- Самая широкая станция – «Нижегородская» (58 м.);
- Станция, претерпевшая наибольшее количество переименований, – «Охотный Ряд» (4 раза);
- Самый длинный метромост – Лужнецкий (2030 м.);
- Самый длинный эскалатор – 130 м («Марьина Роща» Большой кольцевой линии);
- Самый короткий эскалатор в Московском метро установлен на станции «Саларьево». Пассажиры на нем поднимаются всего на три метра;
- Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно;
- В 1996 году из-за шутки сотни тысяч людей поверили в существование вымышленной станции «Физтех». На самом деле это студенты расклеили в вагонах новые схемы метрополитена, внешне почти неотличимые от настоящих;
- Все вагоны для Московского метрополитена производятся в Мытищах;
- На Кольцевой метро линии перед станцией тоннель слегка поднимается вверх, в на выезде спускается вниз. Это помогает поездам проще сбрасывать и набирать скорость;
- Первой станцией метрополитена, на которой были установлены турникеты, стали «Красные ворота» – в 1959 году;
- Мозаику для станции «Новокузнецкая» собирали в Ленинграде, который в то время находился в блокаде;
- Мужским голосом объявляют станции во время движения поездов к центру Москвы, а женским – во время движения от центра. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движении против часовой – женский;
- Неработающий второй перрон станции «Полежаевская» активно используется для съемок фильмов, сериалов и рекламы;
- Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5». А самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными – станции «Площадь революции» и «Маяковская».
- В переходе, соединяющем станции «Площадь Ильича» и «Римская», есть фонтан;
- Раньше название станции «Планерная» было принято произносить, как «Планёрная»;
- Буква «ё» встречается в названии разных станций Московского метрополитена, но станция «Тропарёво» стала первой, в дизайне которой точки над «ё» были прорисованы.
- Помимо пассажирских составов по Московскому метро курсируют и грузовые. Они обслуживают внутренние нужды метрополитена;
- На 30 станциях метрополитена можно увидеть окаменелости, вмурованные самой природой в мраморную облицовку;
- Станция «Маяковская» имеет отделку из уральского родонита. Стоимость родонита достаточно высока, поскольку это полудрагоценный камень. Об этом прознали жители столицы и незаметно вытаскивали куски со станции. На некоторых колоннах родонит пришлось заменить красноватым мрамором или даже крашеным цементом. Однако для большей части пришлось заново открыть уральское месторождение.
- На станции «Площадь Революции» есть статуя красноармейца, у которой периодически воруют револьвер: в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год;
- К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей;
- В метро постоянно проживает около 500 собак. А в вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным;
- Забытые пассажирами вещи отправляются на склад забытых вещей, что на станции «Котельники». Там они ожидают владельцев на протяжении 6 месяцев, после чего утилизируются, если их никто так и не забрал;
- Раньше Московское метро пахло по-особенному благодаря креозоту, которым пропитывали шпалы. Но сейчас креозот больше не применяется;
- В первой половине прошлого века слово «метро» в русском языке относили к мужскому роду.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24