Христианизация народа саха (якутов) начатая с XVII в., формально завершилась в конце XIX в., при этом культ Айыы сохранился, о чем свидетельствую архивные материалы, исследования ученых. Однако, сторонний наблюдатель обязательно упустит из виду глубинный колорит общественной и духовной жизни северного края. Ведь есть некоторое упущение нашего коллективного сознания в историографии. На самом деле Якутия на удивление пестра своими религиозными течениями.

Например, в начале 20 века в Залоге жил еврейский торговец Мордухович, а в соседнем доме мулла Янгузаров. Собственно, город Якутск так и жил все время – китаец соседствовал с русским старовером, поляк-католик с православным якутом. История сохранила массу примеров межнационального, межконфессионального добрососедства. И теперь мы вытащим эти факты и события на поверхность. Мы попытаемся понять формулу добрососедства, условия, при которых оно сможет и дальше оставаться в основе наших устоев. Свои поиски мы намерены осветить на страницах сайта сетевого издания «Yakutia24.ru» в рамках проекта «Якутия многонациональная, Якутия многоконфессиональная».

В наше бурное время именно межнациональное добрососедство, межконфессиональное согласие укрепит страну и явит миру новый цивилизационный стандарт отношений в многонациональных обществах.

Для понимания «якутского секрета добрососедства» мы должны уяснить себе текущее положение в религиозной и этнической сферах. В двух словах, при общем значительном влиянии православной веры, остается место и для множества других вероисповеданий.

Сегодня в республике существует 15 различных религиозных течений, представляющих христианство, ислам, буддизм, традиционные якутские религиозные верования, иудаизм и ряд новых религиозных движений. Во время реформ 1990-х гг. и разрушения прежней идеологической системы влияние религии на общество возросло, что нашло отражение в росте числа верующих и религиозных организаций.

37% якутян относят себя к категории верующих. Треть находит нужным соблюдать религиозные обычаи и обряды, не причисляя себя к верующим. 38,4% предпочли православие, 37% – якутские традиционные верования, 23% затруднились ответить. Среди русских к числу православных относят себя 70,4%, среди якутов православие выбрали 25%. Шаманизм и учение айыы выбрали 40%. И что самое интересное более 50% Саха совмещают православие и шаманизм.

Приход Христа Солнце Правды Римско Католической церки г. Якутска

Религиозность населения республики можно охарактеризовать в целом как поверхностную и формальну. Количество, соблюдающих религиозные обычаи и обряды, незначительно и среди православных, и среди сторонников якутских верований. Это объясняется тем, что религия выполняет скорее компенсаторные и коммуникативные функции. Так, якутские традиционные верования воспринимаются в основном в качестве компонента якутской национальной культуры, интерес к которой за последние десятилетия возрос. Тем не менее религия играет колоссальную роль в республике.

Якутский Дацан Риво Геше Даши Норвулинг

В густонаселенных, стратегически важных и наиболее богатых природными ресурсами районах, где сконцентрирована большая часть населения, активно работают религиозные организации. Католическая церковь активна в золотодобывающем Алдане в Якутске и Нерюнгри. Пятидесятники, подчиняющиеся руководящему центру в США, создали и зарегистрировали организацию в Якутске и центре алмазодобычи – Мирнинском районе. Бахай, имеющие свой мировой центр в г. Хайфа (Израиль), начали деятельность в Якутске и Нерюнгри. Представители неопятидесятнической харизматической церкви «Слово жизни» с центром в г. Упсала (Швеция) работают в промышленном Томпонском улусе. Адвентисты Седьмого дня (всемирный центр в США) зарегистрированы в Якутске, Мирном и Нерюнгри.

Центр духовной культуры Дом Арчы

На постсоветской волне образовалось несколько организаций последователей традиционных верований народа саха. Их можно условно разделить на три группы. Первая сделала ставку на возрождение шаманизма. К этому течению можно отнести многих народных целителей. Вторая группа – сторонники вероучения «Айыы», общества «Кут-Сюр» и «Итэгэл». Третья группа – своеобразные якутские модернисты, такие как Кыта Баалы и Сайыына Их отличительная особенность – стремление создать новое учение, опираясь не только на традиционную веру айыы, но и на элементы других западных и восточных религий.

Армянская церковь Сурб Карапет в г. Якутске

На сегодняшний день из"естно не так много научно-популярных проектов, которые бы осветили данный вопрос на широкую аудиторию. Мы полагаем, что говорить о таких тонких сферах как религиозный вопрос сложно в формате популярной публицистики. Тем не менее, именно такой формат необходим обществу. Не каждому приемлемо погружаться в строгие философские размышления. Но увидеть духовный мир ближнего крайне важно для взаимного уважения.

Храм святых апостолов Петра и Павла. Старообрядческая церковь

Мы намерены, освещать религиозные события, брать интервью у священнослужителей, историков, общественных деятелей, находить интересные поводы, чтобы дать больше информации об этой стороне жизни.

Соборная Мечеть в г. Якутске

Алексей Дьяконов

Фото Александра Дьяконова